canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Удовлетворение потребностей ребенка. Задача родителя - удовлетворение потребностей ребенка

Современные представления о патологизирующих стилях воспитания и родительской позиции (продолжение)

А.А. Вдовиченко (1980) описал воспитание по типу по­творствующей гипопротекции, когда бесконтрольность и вседозволенность сочетаются с некритичностью к поведению подростка.

Противоречивое, хаотическое воспитание — это от­сутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно вы­раженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспи­тательных средств между родителями. При таком стиле вос­питания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. Не формируются самоконтроль и чувство ответ­ственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная са­мооценка. Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных си- туациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.

Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис (1998) выделили факторы родительского воспитания, наиболее важные с точки зрения формирования нарушений поведения и отклонений личности детей и подростков: уровень протекции, степень удовлетворе­ния потребностей ребенка, количество и качество требований, предъявляемых к ребенку.

Уровень протекции — количество сил, внимания и вре­мени, которое родители уделяют воспитанию ребенка. При гиперпротекции родители посвящают ребенку крайне много времени, сил и внимания, его воспитание становится главным делом их жизни. При гипопротекции подросток оказывает­ся на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», за воспитание берутся, лишь когда случается что-то серьезное.

Степень удовлетворения потребностей ребенка. При по­творствовании родители стремятся к максимальному и не­критическому удовлетворению любых потребностей ребенка, балуют его. Игнорирование характеризуется недостаточным стремлением к удовлетворению потребностей ребенка, причем чаще страдают духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с родителями.

Количество и качество требований к ребенку в семье оп­ределяется, по мнению авторов, степенью предъявляемых к ре­бенку требований (как обязанностей, так и запретов) и стро­гостью санкций.

Устойчивые сочетания указанных параметров, по мнению авторов, создают характерные негармоничные стили воспи­тания.

В работах Э.Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, И.В. Добря- кова, И.М. Никольской обсуждается понятие воспитательной позиции родителей — совокупности установок родителей в отношении воспитания детей, характеризующих прежде всего самих родителей как субъектов воспитания. Наибо- лее важными чертами воспитательной позиции родителей являются адекватность, гибкость и прогностичность. Адек­ватность — умение родителей видеть и понимать индивиду­альность своего ребенка, представлять особенности его лич­ности, когнитивной, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать про­исходящие в его душевном мире изменения. Гибкость — спо­собность к изменению воздействий на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризу­ется склонностью к одной и той же модели поведения, не­желанием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения. Прогностичность — способность родителей предвос­хищать, прогнозировать появление новых психических и лич­ностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая» (Эйдемиллер, Юстицкис, 1998), модель взаимоотношений с подростком характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристи­кой родителей как субъектов воспитания является мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспита­тельная позиция родителей обусловлена сложным взаимодей­ствием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально дей­ствующие мотивы, которые определяют взаимоотношения с детьми, могут вытесняться или быть представлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами. Обобщая опыт семейной психотерапии подростков, Э.Г. Эй­демиллер и В. Юстицкис (2000) выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения родителей к подростку: «неразвитость родительских чувств» и «сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в за- висимости от пола». «Неразвитость родительских чувств» выражается в нежелании иметь дело с ребенком, поверхност­ном интересе к его делам. Причиной неразвитости родитель­ских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания. Так, женщины, на которых в детстве их собствен­ные матери обращали недостаточно внимания и которые не по­лучили от родителей необходимой поддержки, склонны при­менять карательные меры воспитания (браниться, шлепать) и срывать гнев на своих детях (Бэрон, Ричардсон, 1997). У очень молодых родителей родительские чувства значительно слабее, но имеют тенденцию усиливаться с возрастом. «Сдвиг в уста­новках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола» может вести к нарушениям полоролевой идентификации у подростков, использованию неадекватных защитных меха­низмов, невротическим реакциям.

Следует подчеркнуть, что заключение о патологизирующем характере стиля воспитания может иметь значение только при оценке взаимосвязей между индивидуально-психологическими особенностями родителя, его глубинными личностными харак­теристиками (мотивационно-смысловыми), поведением по от­ношению к ребенку и особенностями самого ребенка (возраст, индивидуально-психологические особенности, особенности психического состояния и психического развития). Так, выяв­ляемый при экспертизе стиль воспитания по типу гиперопеки не может считаться патологизирующим в отношении ребенка младшего возраста или гиперактивного ребенка старшего до­школьного возраста.

В связи с экспертными задачами патопсихологическая и клинико-психологическая беседа имеет ряд особенностей.

Клинико-психологическая беседа должна быть направлена на оценку отношения каждого из родителей к ребенку, роди­тельской позиции; выявление функциональной способности к обеспечению индивидуальных потребностей развития ребен­ка, особенностей воспитательной позиции.

Осведомленность родителя в вопросах, касающихся исто­рии развития ребенка, его индивидуально-психологических особенностей, эмоциональных и личностных потребностей рассматривается как непосредственное свидетельство участия родителя в воспитании.

Оценивается соответствие требований, предъявляемых родителем к ребенку, его возможностям.

При наблюдении за взаимодействием ребенка с каждым из родителей оценивается эмоциональное отношение родителя к ребенку, а ребенка — к родителю, признаки тревоги, способ­ность родителя оказать ребенку эмоциональную поддержку, продуктивность их взаимодействия.

гиперпротекция – предыдущая | следующая – воспитание детей

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.

Яндекс.Метрика