3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии (продолжение)

С другой стороны, нам известен симптом утраты значения слова при правильном его повторении, имеющий место только в синдроме акустико-мнестической афазии.

Эти факты и выводы приобретают тем больший интерес, что применение того же метода уменьшения объема информации — предъявляемых для повторения слов — у больных с моторной и сенсорной афазиями не дало эффекта. Более того, больные с моторной афазией в условиях навязанной им стратегии повторения, увеличивающей произвольность речевого процесса, допускали значительно большее количество ошибок повторения и понимания предъявляемых слов.

Эти факты позволяют предложить некоторые рекомендации к методам восстановления повторной речи при разных формах афазии. Если при акустико-мнестической афазии необходима работа над повторением речи на осознанном уровне (разбивка слов и фраз на части, осознанное, произвольное их повторение и т. д.), то при моторной и сенсорной формах афазии этот способ исключается. При этих формах афазиине должна проводиться специальная работа над повторной речью, тем более произвольная, осознанная.

Резюмируя вышеописанные наши собственные исследования, можно сделать ряд важных для теории акустико-мнестической афазии и практики ее преодоления выводов:

— механизмом нарушения повторения и понимания речи при акустико-мнестической афазии является сужение объема слухоречевого восприятия;

— вследствие лимитированного объема восприятия вербальной информации вторично наступает дезинтеграция разных уровней слухоречевого восприятия, что ведет к парафазиям и парагнозиям; — на расширение объема восприятия и правильность по-вторения и понимания речи положительно влияет частотность слова, а также специальная организация слухоречевого восприятия, обеспечивающая доступный для восприятия объем материала, а также опору на слухоре-чевую оперативную память.

Таким образом, эти исследования показывают тесную связь афазии, отдельных ее сторон с другими психическими процессами, в частности с восприятием разной модальности и образами-представлениями. Они позволяют по-новому оценить механизмы нарушений таких процессов, как повторение, понимание и называние слов, при акустико-мнестической афазии. Эти данные дают в руки нейропсихологов и логопедов возможность разрабатывать и применять научно обоснованные методы восстановления речи при афазии, которые должны быть адекватны природе и механизмам дефекта.

Однако нарушение понимания речи при других формах афазии остается недостаточно изученным, и практика восстановительного обучения все еще нуждается в эффективных методах восстановления. В этой связи нами был проведен также ряд исследований нарушения понимания речи на уровне слова {Л. С. Цветкова, А. А. Цыганок, 1977) и предложения {Л. С. Цветкова, М. С. Стрельцына, 1984) при разных формах афазии (на 60 больных). Исследование нарушения понимания слов касалось прежде всего наиболее важных лексико-грамматических групп — существительных и глаголов. Изучалась зависимость понимания слов от двух параметров слова — звуковой структуры (фонематической и моторных характеристик слова) и семантики слова’ (значения и смысла) {Цветкова, 1977).

В эксперименте было обнаружено нарушение понимания речи на уровне слова при всех формах афазии. Анализ позволил установить три вида ошибок: Слова подавались больным на слух и подбирались с учетом фонетической сложности, длины, частотности.

а) грубое отчуждение смысла слов (тип I);

б) ошибки звукоразличения — литеральные парагнозии (когда вместо «башни» больной показывает картинку с изображением «пашни» и др.) — (тип II);

в) семантические ошибки — вербальные парагнозии (вмес- то «кастрюли» показывает картинку с изображением «половника» и др.) — (тип III).

Опыты показали, что нарушение процесса понимания речи имело свои специфические особенности, зависящие как от первичного дефекта, лежащего в основе каждой формы афазии, так и от нарушения уровня организации слова. Понимание слов-существительных более грубо нарушается при сенсорной афазии, что выражается в увеличении времени понимания и в высоком проценте ошибок. Очень трудны для понимания близкие по значению слова, высок также процент ошибок по типу звуковой близости. Следующей по степени выраженности нарушения’ понимания значений слов является акустико-мнестическая афазия. Здесь также преобладают ошибки по типу семантической близости. Процент ошибок по звуковому типу меньше, чем при сенсорной афазии. При семантической афазии обнаружены трудности в понимании лишь тех слов, которые близки друг другу по значению. Дефекты в понимании значений слов обнаружены и при моторных формах афазии.

Эти исследования показали, что при моторных афазиях понимание речи нарушается как в звене звукоразличения (при афферентной моторной афазии), так и в звеньях выбора слов из разных альтернатив в пределах семантического поля и в звене перешифровки логико-грамматических конструкций на единицы значения и смысла. Наиболее грубо нарушается понимание значений отдельных слов у больных с эфферентной моторной афазией. Фонетическая структура слова влияет на понимание простых, частотных, предметно отнесенных слов; понимание слов, далеких по звуковому составу, при обеих формах афазии количественно и качественно значительно выше понимания значений слов, состоящих из гоморганных и оппозиционных звуков. Влияние параметра фонетической структуры слова на его понимание особенно четко проявляется при афферентной моторной афазии. Трудности произнесения слов связаны со сложностью фонетической структуры слова, а это ведет к нарушению его понимания.

3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии – предыдущая  | следующая –   3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.