canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Исследования повторения речи. Понимание слова и память в исследованиях повторения речи

3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии

3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии

В ряде других исследований, посвященных уточнению механизмов нарушения речи при акустико-мнестической афазии, изучался механизм нарушения процесса повторения речи при этой форме афазии. Современная психология рассматривает повторение слова как сложный психический процесс, в котором участвуют не только слуховое восприятие и артикуляция, но и понимание значения слова. Естественно, что такой сложный психический процесс не может быть локализован только в одном каком-либо участке мозга, поражение которого приводило бы к его нарушению. В настоящее время известно, что повторение нарушается при поражении многих участков мозга и этот симптом входит в синдром не одной, а нескольких форм афазии. Однако структура и механизмы нарушения этого процесса всякий раз разные, и они зависят от топики поражения и от формы афазии.

В своих исследованиях мы изучали {Цветкова, 1974; Цветкова, Семенова, 1976) повторение отдельных звуков и серий слов с учетом трех параметров — длины слова, его фонетической сложности и частотности. Учитывались также возможное влияние нарушения процесса звукоразличения, дефекты артикулирования или трудности запоминания.

Результаты исследования показали влияние на правильность повторения длины слова и его частотности у больных с акустико-мнестической афазией. Увеличение длины слова, с одной стороны, и уменьшение его частотности — с другой, приводило к нарушению повторения и понимания слова. Наиболее значимым фактором для повторения и понимания слова оказалась его длина. Частотные, но длинные по составу слова в 90 % случаев (на 27 обследованных) не понимались больными и повторялись с ошибками. В то же время оказалось, что нарушение повторения при моторной афазии связано с дефектами выбора нужных артикулем или их последовательности в слове. Процесс повторения нарушается здесь на «выходе», поэтому даже в случаях полной невозможности повторять слова у больных не нарушается понимание их значения.

При сенсорной афазии ошибки при повторении оказались связанными с дефектами процесса на «входе», в звене звукоразличения, которое нарушается из-за дефектов фонематического слуха. Эти нарушения вторично приводят к дефектам повторения и понимания.

Что касается структуры нарушения, то опыты показали, что в нарушении повторения и понимания речи при акустико-мнестической афазии прежде всего заинтересовано нарушение перцепторного звена в структуре этих процессов: устранение возможных трудностей произнесения, запоминания или звукоразличения не приводило к успеху. Эти данные позволили нам сделать вывод о том, что дефекты повторения в этих случаях являются следствием несформированности перцептивного звукового образа слова. Об этом свидетельствует и тот факт, что во всех случаях, где были ошибки повторения, имело место непонимание значения (смысла) этого слова. Все это подтверждает факт нарушения повторения в его начальном (первом) звене.

Нами была предпринята попытка организовать восприятие слова с целью улучшения повторения и понимания. Организация восприятия шла в направлении уменьшения объема восприятия в единицу времени, т. е. слово разбивалось на части, доступные для восприятия и повторения, с последующим повторением слова (или серий слов) целиком. Многократное повторение одних и тех же вербальных элементов (звуков, слогов, слов) не приводило к их торможению, а, наоборот, создавало благоприятные условия не только для непосредственного повторения слова любой длины, но и для понимания его значения и для его актуализации по истечении некоторого времени, т. е. для перевода отработанного таким образом слова (или серий слов) в долговременную память.

Полученный экспериментальный материал был интерпретирован, исходя из теории И. А. Зимней (Зимняя, 1962) о многоуровневой структуре процесса акустического восприятия речи, в которой первый уровень обеспечивает распознавание отдельных звуков, второй — это уровень разборчивости — обеспечивает восприятие звукосочетаний, а в частном случае — слогов, третий (наивысший) — уровень смыслового восприятия, осуществляющегося в системе логических значений и смыслового содержания, это конечная фаза вербальной коммуникации людей.

Исходя из этих представлений о восприятии, мы предположили, что в случае акустико-мнестической афазии, при которой остается сохранным повторение (имитация) отдельных звуков, а в некоторых случаях даже небольшого объема серий звуков, коротких осмысленных (и даже бессмысленных) слов, слов средней длины, первый уровень восприятия, т. е. уровень разборчивости звуков речи, не нарушается. Не нарушается и третий уровень, на котором восприятие протекает в системе лексических значений и смысла слов. Об этом свидетельствуют факты о положительном влиянии смысла слова на его повторение. Опознание смысла слова или его значения при правильном повторении лишь двух-трех первых звуков нередко приводило больных к актуализации звукового состава всего слова и к правильному его повторению. Бессмысленные слова уже средней длины не повторялись больными совсем или повторялись с ошибками. И это понятно, так как повторение бессмысленных слов в случае, когда субъект не придал им субъективных значений, протекает, как известно, в форме точной имитации предъявленных акустических сигналов. Имитация же требует четкой перцепции, т. е. совместной работы первых двух уровней восприятия — распознавания и разборчивости.

3.1.2. Устная импрессивная речь. Понимание речи (продолжение)– предыдущая  | следующая –  3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика