тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии

3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии

В ряде других исследований, посвященных уточнению механизмов нарушения речи при акустико-мнестической афазии, изучался механизм нарушения процесса повторения речи при этой форме афазии. Современная психология рассматривает повторение слова как сложный психический процесс, в котором участвуют не только слуховое восприятие и артикуляция, но и понимание значения слова. Естественно, что такой сложный психический процесс не может быть локализован только в одном каком-либо участке мозга, поражение которого приводило бы к его нарушению. В настоящее время известно, что повторение нарушается при поражении многих участков мозга и этот симптом входит в синдром не одной, а нескольких форм афазии. Однако структура и механизмы нарушения этого процесса всякий раз разные, и они зависят от топики поражения и от формы афазии.

В своих исследованиях мы изучали {Цветкова, 1974; Цветкова, Семенова, 1976) повторение отдельных звуков и серий слов с учетом трех параметров — длины слова, его фонетической сложности и частотности. Учитывались также возможное влияние нарушения процесса звукоразличения, дефекты артикулирования или трудности запоминания.

Результаты исследования показали влияние на правильность повторения длины слова и его частотности у больных с акустико-мнестической афазией. Увеличение длины слова, с одной стороны, и уменьшение его частотности — с другой, приводило к нарушению повторения и понимания слова. Наиболее значимым фактором для повторения и понимания слова оказалась его длина. Частотные, но длинные по составу слова в 90 % случаев (на 27 обследованных) не понимались больными и повторялись с ошибками. В то же время оказалось, что нарушение повторения при моторной афазии связано с дефектами выбора нужных артикулем или их последовательности в слове. Процесс повторения нарушается здесь на «выходе», поэтому даже в случаях полной невозможности повторять слова у больных не нарушается понимание их значения.

При сенсорной афазии ошибки при повторении оказались связанными с дефектами процесса на «входе», в звене звукоразличения, которое нарушается из-за дефектов фонематического слуха. Эти нарушения вторично приводят к дефектам повторения и понимания.

Что касается структуры нарушения, то опыты показали, что в нарушении повторения и понимания речи при акустико-мнестической афазии прежде всего заинтересовано нарушение перцепторного звена в структуре этих процессов: устранение возможных трудностей произнесения, запоминания или звукоразличения не приводило к успеху. Эти данные позволили нам сделать вывод о том, что дефекты повторения в этих случаях являются следствием несформированности перцептивного звукового образа слова. Об этом свидетельствует и тот факт, что во всех случаях, где были ошибки повторения, имело место непонимание значения (смысла) этого слова. Все это подтверждает факт нарушения повторения в его начальном (первом) звене.

Нами была предпринята попытка организовать восприятие слова с целью улучшения повторения и понимания. Организация восприятия шла в направлении уменьшения объема восприятия в единицу времени, т. е. слово разбивалось на части, доступные для восприятия и повторения, с последующим повторением слова (или серий слов) целиком. Многократное повторение одних и тех же вербальных элементов (звуков, слогов, слов) не приводило к их торможению, а, наоборот, создавало благоприятные условия не только для непосредственного повторения слова любой длины, но и для понимания его значения и для его актуализации по истечении некоторого времени, т. е. для перевода отработанного таким образом слова (или серий слов) в долговременную память.

Полученный экспериментальный материал был интерпретирован, исходя из теории И. А. Зимней (Зимняя, 1962) о многоуровневой структуре процесса акустического восприятия речи, в которой первый уровень обеспечивает распознавание отдельных звуков, второй — это уровень разборчивости — обеспечивает восприятие звукосочетаний, а в частном случае — слогов, третий (наивысший) — уровень смыслового восприятия, осуществляющегося в системе логических значений и смыслового содержания, это конечная фаза вербальной коммуникации людей.

Исходя из этих представлений о восприятии, мы предположили, что в случае акустико-мнестической афазии, при которой остается сохранным повторение (имитация) отдельных звуков, а в некоторых случаях даже небольшого объема серий звуков, коротких осмысленных (и даже бессмысленных) слов, слов средней длины, первый уровень восприятия, т. е. уровень разборчивости звуков речи, не нарушается. Не нарушается и третий уровень, на котором восприятие протекает в системе лексических значений и смысла слов. Об этом свидетельствуют факты о положительном влиянии смысла слова на его повторение. Опознание смысла слова или его значения при правильном повторении лишь двух-трех первых звуков нередко приводило больных к актуализации звукового состава всего слова и к правильному его повторению. Бессмысленные слова уже средней длины не повторялись больными совсем или повторялись с ошибками. И это понятно, так как повторение бессмысленных слов в случае, когда субъект не придал им субъективных значений, протекает, как известно, в форме точной имитации предъявленных акустических сигналов. Имитация же требует четкой перцепции, т. е. совместной работы первых двух уровней восприятия — распознавания и разборчивости.

3.1.2. Устная импрессивная речь. Понимание речи (продолжение)– предыдущая  | следующая –  3.1.3. Нарушение повторения и понимания речи. Новый подход к классификации афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.