6. Мышление и речь
Мышление представляет собой процесс отражения общих свойств предметов и явлений и поиска и создания (понимания) взаимосвязей и взаимоотношений между ними. Мышление – это обобщенное познание объективной действительности. Характерно, что мышление начинается с задержки движения, хотя само оно является движением (теоретик против практика). Это обусловлено проблемной ситуацией, задачей, которую необходимо решить. Методы экспериментов и ошибок, когда мы эмпирически пробуем различные комбинации, еще не являются мышлением, хотя некоторые авторы и утверждают это. (Сравни, например, весьма наглядные опыты Келера с шимпанзе или опыты Ладыгиной- Котс, чтобы было ясно, что речь идет о какой-то предстадии мышления, именно о «постановке проблемы». Но мышление после постановки проблемы идет иным путем, а не методом опытов и ошибок!)
Фазы мышления следующие:
1. Проблемная ситуация (как правило, сопровождаемая удивлением, которое уже Платон рассматривал как начало познания. Ориентировочный рефлекс на уровне животных хорошо иллюстрирует, о чем идет речь: животное замирает, полное напряженного внимания, стоя перед решением ситуации и ориентируясь в ней).
Проблема (вопрос) поставлена, «если деятельность имеет цель, но не имеет ясной или хорошо знакомой дороги и цели. Исследуемый должен найти и испытать дорогу к цели. Если он найдет дорогу, то найдет и решение, хотя и не всегда наилучшее… О мышлении мы говорим в том случае, если попытки исследуемого выходят за рамки непосредственно предложенной ситуации и если при этом он использует память и понятия, приобретенные раннее» (Вудворст).
Когда мы утром умываемся, одеваемся, то это еще не проблемная ситуация, но если например, утром после вставания с постели мы пораним руку так, что не сможем ею вообще владеть, то умывание и одевание станут для нас проблемой, ранение поставит нас перед проблемной ситуацией, хотя и довольно простой. Следовательно, решающим знаком проблемной ситуации является тот факт, что мы осознаем ее как проблемную ситуацию.
Поэтому можно говорить о верхнем и нижнем пороге в зависимости от того, что некоторые ситуации мы осознаем уже как проблемные в отличие от всех других ситуаций, не являющихся для нас проблемными;
под верхним порогом мы понимаем ситуации, которые для нас являются неразрешимыми, от решения которых мы просто заранее отказываемся.
Проблемная ситуация нас ведет к:
2. Определению цели. Цель становится определяющей, детерминирующей тенденцией процесса мышления, организует и направляет нашу деятельность до тех пор, пока мы не найдем решения.
3. Решению. Мышление не должно быть всегда логическим, однако логическое мышление является гарантией правильного мышления. В связи с тем, что современная логика видит в связях первичный логический материал, а мышление является постижением связей, необходимо ознакомиться с теми основными операциями логики, которые по традиции рассматривают как методы, ведущие к образованию логически правильных связей.
Анализ и синтез
Путем разбора сложной действительности, путем разложения на простые и уже известные факты (анализ) мы стараемся понять неизвестное и сложное. Следовательно, анализ предполагает сравнение и различение (компарацию и дискриминацию). Например, мы внимательно изучаем симптомы заболевания, некоторые из них являются такими же, как при определенном заболевании, но два из них, весьма существенных симптома, отличаются от них. Мы сравниваем и анализируем.
Следовательно, анализ проводится от целого к элементам, в то время как синтез проводится от знакомых явлений к неизвестным комплексам. И в нашем случае анализ и синтез дополняют и проверяют друг друга. Синтез, обычно, приводит данный материал к гипотетическим предположениям, которые действительность проверит или не проверит в качестве правильных.
Абстракция и детерминация (конкретизация)
Абстракция заключается в упрощении действительности путем отвлечения от деталей и в символизации данной действительности. От анализа она отличается тем, что в ней уже нет сознания связаности с конкретной целой величиной.
Результатом абстракции являются схематические абстракты (абстрактные схемы) как проявление целостного характера человеческого мышления: «животное», «что-то», «нечто» являются плодом абстракции так же, как понятие бесконечности, идентичности и т. п.
Абстракция совершенно необходима. Единая конкретная действительность сама по себе была бы для нас непроходимыми и непроницаемыми джунглями. Абстракция – это упрощение, схематизирующая карта действительности, первое обобщение нашего опыта.
Конкретизация, детерминация – это процесс, совершенно противоположный абстракции. Мы исходим от абстрактов и принимаем забытие абстракции: возвращаемся к конкретным явлениям. Мы поступаем гак, например, когда общие сведения (о какой-нибудь нозологической единице) переносим на случай конкретного заболевания у конкретного больного.