Б) Факторы общесемейной среды
Вторым возможным источником систематических средовых влияний может быть внутрисемейная среда, в которой протекало постнатальное развитие детей-близнецов. Известно, что для психического развития младенца важное значение имеет качество общения с взрослым, в первую очередь, матерью. Может ли этот фактор внутрисемейной среды влиять на формирование различий в функциональной активности мозга между детьми? Объективной, хотя и очень грубой оценкой качества семейной среды у детей близнецов на первом году жизни может служить количество людей, которые ухаживают за ребенком. В семье с двумя взрослыми людьми (папа работает, мама ухаживает за двумя грудными детьми одна) груз бытовых забот не оставляет матери много времени для общения с детьми. Когда в семье есть бабушки и дедушки, принимающие участие в уходе за близнецами, ситуация развития меняется. Близнецы в такой семье растут в более благоприятных условиях, чем в первом случае. Исходя из этого, мы разделили выборку на 2 части – семьи с 2-мя и с 3-5-ю взрослыми людьми, ухаживающими за детьми. Чтобы оценить влияние числа ухаживающих за детьми взрослых на спектральные амплитуды ЭЭГ при внимании был проведен дисперсионный анализ. Оказалось, что различия в числе взрослых, ухаживающих за детьми, значимо влияет именно и только на амплитуды тета диапазона ЭЭГ, не затрагивая амплитуд других ритмов ЭЭГ. При этом большее количество взрослых в семье приводит к большей выраженности тета ритма в ЭЭГ при внимании у младенцев.
Обнаруженный факт, что в младенчестве популяционная изменчивость тета ритма ЭЭГ при внимании складывается под влиянием факторов постнатальной внутрисемейной среды – поразителен. Основная характеристика ЭЭГ детей раннего возраста – доминирование ритмов тета диапазона (у взрослых, как известно, в ЭЭГ преобладает альфа ритм). Эта особенность рассматривалось раньше как признак незрелости мозга. Сейчас становится ясным, что у здоровых детей, также как и у взрослых, синхронизация тета ритма в ЭЭГ при устойчивом внимании отражает функционирование распределенной системы мозга – т.н. диффузной тета системы (Basar et al., 1991, Orekhova, Stroganova, Posikera, 1999). Тета система объединяет структуры мозга, в которых генерируется тета ритм (лимбические структуры и ассоциативные зоны неокортекса). В период генерации тета ритма, в частности при сфокусированном внимании, умственном усилии, она обеспечивает особую форму активации неокортекса, связанную с повышенной пластичностью его нейронных сетей (облегчение эффектов посттетанической потенциации – эквивалента процессов памяти на нейронном уровне, ассоциативного обучения нейронов, etc) (Kahana, et al., 2001).
Таким образом, синхронизация тета ритма младенцев при внимании может отражать особое состояние мозга, оптимальное для анализа, переработки запоминания поступающей к мозгу информации. В психологических терминах оно может быть названо любопытством или открытостью новому опыту. Полученные данные позволяют предположить, что генерация тета ритма может являться одним из физиологических процессов, посредством которых в раннем онтогенезе осуществляется влияние условий внешней среды на развитие некоторых устойчивых индивидуальных особенностей мозговой организации. Так ли это, можно оценить при многолетнем длительном прослеживании когорты детей, наблюдавшихся нами с периода младенчества.
пренатальный риск – предыдущая | следующая – аутизм
А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание