/     /  
Наследственные и средовые детерминанты индивидуальных различий психофизиологических характеристик младенцев (продолжение)

Наследственные и средовые детерминанты индивидуальных различий психофизиологических характеристик младенцев (продолжение)

Б) Факторы общесемейной среды Вторым возможным источником систематических средовых влияний может быть внутрисемейная среда, в которой протекало постнатальное развитие детей-близнецов. Известно, что для психического развития младенца важное значение имеет качество общения с взрослым, в первую очередь, матерью. Может ли этот фактор внутрисемейной среды влиять на форми­рование различий в функциональной активности мозга между детьми? Объективной, хотя и очень грубой оценкой качества семейной среды у детей близнецов на первом году жизни может служить количество людей, которые ухаживают за ребенком. В семье с двумя взрослыми людьми (папа работает, мама ухаживает за двумя грудными детьми одна) груз бытовых забот не оставляет матери много времени для общения с детьми. Когда в семье есть бабушки и дедушки, принимающие участие в уходе за близнецами, ситуация развития меняется. Близнецы в такой семье растут в более благоприятных условиях, чем в первом случае. Исходя из этого, мы разделили выборку на 2 части - семьи с 2-мя и с 3-5-ю взрослыми людьми, ухаживающими за детьми. Чтобы оценить влияние числа ухаживающих за детьми взрослых на спектральные амплитуды ЭЭГ при внимании был проведен дисперсионный анализ. Оказалось, что различия в числе взрослых, ухаживающих за детьми, значимо влияет именно и только на амплитуды тета диапазона ЭЭГ, не затрагивая амплитуд других ритмов ЭЭГ. При этом большее количество взрослых в семье приводит к большей выраженности тета ритма в ЭЭГ при внимании у младенцев. Обнаруженный факт, что в младенчестве популяционная изменчивость тета ритма ЭЭГ при внимании складывается под влиянием факторов постнатальной внутрисемейной среды - поразителен. Основная характеристика ЭЭГ детей раннего возраста - доминирование ритмов тета диапазона (у взрослых, как известно, в ЭЭГ преобладает альфа ритм). Эта особенность рассматривалось раньше как признак незрелости мозга. Сейчас становится ясным, что у здоровых детей, также как и у взрослых, синхронизация тета ритма в ЭЭГ при устойчивом внимании отражает функционирование расп­ределенной системы мозга - т.н. диффузной тета системы (Basar et al., 1991, Orekhova, Stroganova, Posikera, 1999). Тета система объединяет структуры мозга, в которых генерируется тета ритм (лимбические структуры и ассоци­ативные зоны неокортекса). В период генерации тета ритма, в частности при сфокусированном внимании, умственном усилии, она обеспечивает особую форму активации неокортекса, связанную с повышенной пластичностью его нейронных сетей (облегчение эффектов посттетанической потенциации - эквивалента процессов памяти на нейронном уровне, ассоциативного обучения нейронов, etc) (Kahana, et al., 2001). Таким образом, синхронизация тета ритма младенцев при внимании может отражать особое состояние мозга, оптимальное для анализа, переработки запоминания поступающей к мозгу информации. В психологических  терминах оно может быть названо любопытством или открытостью новому опыту. Полученные данные позволяют предположить, что генерация тета ритма может являться одним из физиологических процессов, посредством которых в раннем онтогенезе осуществляется влияние условий внешней среды на развитие некоторых устойчивых индивидуальных особенностей мозговой организации. Так ли это, можно оценить при многолетнем длительном прослеживании когорты детей, наблюдавшихся нами с периода младенчества.  

пренатальный риск - предыдущая | следующая - аутизм

А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)