Настоящая монография является первым отечественным опытом обобщения мировой практики и данных собственных исследований в области комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы по гражданским делам, связанным со спорами между родителями о воспитании детей, месте их жительства или порядке встреч с ними отдельно проживающего родителя. Несомненно, научные исследования в этой сфере будут развиваться, но расширяющаяся судебная и экспертная практика требует уже сегодня научно обоснованных рекомендаций, необходимых психологам и психиатрам, участвующим в судебно-экспертной защите интересов ребенка. Слишком велика цена некомпетентного судебного психолого-психиатрического экспертного решения, способного привести к судебным ошибкам и тем самым нанести непоправимый вред ребенку — объекту судебного спора между раздельно проживающими родителями. Основные результаты нашего исследования можно подытожить в следующих положениях.
При проведении КСППЭ по семейным спорам экспертное значение имеют судебно-экспертные понятия, представляющие собой клинико-психологическое содержание правовых норм, содержащихся в семейном законодательстве (психическое состояние, уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности ребенка; отношение ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи; способность ребенка к выработке и принятию самостоятельных решений о месте его проживания с учетом особенностей и уровня возрастного психического развития ребенка, а также влияния на его психическое состояние сложившейся конфликтной ситуации; психическое состояние и индивидуально-психологические особенности каждого из родителей; особенности родительской позиции и стиля воспитания каждого из родителей; возможное негативное влияние психического состояния, индивидуально-психологических особенностей, стиля воспитания каждого из родителей на психическое состояние и особенности психического развития ребенка).
Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза по искам об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей, порядке общения ребенка с отдельно проживающим родителем является особым видом судебной экспертизы в связи со специфическими экспертными задачами и характеризуется следующими признаками.
- Совместное применение познаний в научной психологии и в психиатрии при разделении компетенции экспертов-психологов и экспертов-психиатров на разных этапах проведения экспертизы.
- Необходимость не только актуальной, но ретроспективной и прогностической экспертной диагностики и оценки изучаемых явлений.
- Не только диагностическим, но ситуационным характером.
- Наличием трех этапов экспертного исследования: индивидуальная диагностика членов семьи — ситуационная диагностика семейных отношений — прогностическая клинико-психологическая оценка психического развития ребенка.
Ситуация высококонфликтного развода может быть отнесена к особым психотравмирующим социальным ситуациям (хроническое неблагополучие), с высоким риском формирования психических нарушений у детей, являющихся предметом спора между родителями. Особенности внутрисемейного конфликта (его продолжительность, выраженность), а также степень вовлеченности детей в конфликт между родителями оказывают различное психотравмирующее влияние на детей в зависимости от их возраста, индивидуально-психологических особенностей, психического состояния.
Наибольший риск возникновения у ребенка психических нарушений в связи с конфликтной ситуацией в семье имеется в предразводный период.
Ситуация высококонфликтного развода приводит к особым формам реагирования у детей: формированию психических расстройств, среди которых типичны расстройства поведения, эмоциональные расстройства, невротические и соматоформные расстройства, расстройства адаптации; изменению отношения к отдельно проживающему родителю на негативное и конфликтное, что само по себе создает значительный риск развития у ребенка психических и психологических нарушений.
Негативное, конфликтное отношение к родителю в ситуации развода может формироваться вследствие различных психологических механизмов. Во-первых, это негативный опыт взаимодействия с родителем в период совместного или раздельного проживания. Во-вторых, психологическое индуцирование, которое может осуществляться в различных формах от отражения ребенком мнений и оценок значимых взрослых до активного настраивания ребенка взрослыми, с которыми он проживает. Психической индукции способствует, с одной стороны, естественная возрастная незрелость детей, их внушаемость; а с другой стороны, повышенная эмоциональная близость с проживающим совместно родителем. Необходимой предпосылкой для психологического индуцирования является охваченность проживающего с ребенком родителя враждебностью в отношении бывшего супруга и нежелание оградить ребенка от вовлечения в семейный конфликт. В-третьих, негативное, конфликтное отношение к отдельно проживающему родителю может быть обусловлено вовлечением ребенка в родительский конфликт
гражданское дело – предыдущая | следующая – экспертное заключение
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.