Центр психологической помощи Просвет (495)691-39-68

Заключение (продолжение)

Особенности психического состояния, определенные индивидуально-психологические особенности, патологизирующие стили воспитания могут рассматриваться как предикто­ры формирования нарушений психического состояния у детей в ситуации хронического семейного конфликта.

Использование методов исследования при эксперимен­тально-психологическом исследовании родителей требует интегративной оценки результатов как внутри отдельных ме­тодик, так и при оценке результатов нескольких опросников и проективных методик. Следует учитывать, что в ситуации экспертного исследования по семейным спорам данные экспе­риментальных методов в большой степени отражают мотива- ционный уровень родителя, его представления об «идеальном родительстве», в связи с чем результаты, полученные при по­мощи методов, не защищенных от ответов, определяемых со­циальной желательностью, не всегда отражают объективную картину и не могут считаться достоверными. Полученные ре­зультаты должны быть верифицированы данными клинико- психологического исследования гражданского дела, приоб­щенных к нему материалов (в том числе медицинской доку­ментации), психопатологическим и клинико-психологическим методами.

При комплексной психолого-психиатрической экспертизе в судебных спорах об определении места жительства детей и о порядке общения детей с родителем, проживающим отдель­но, подлежат обязательному установлению факторы, имеющие экспертное значение для заключения о негативном влиянии на психическое состояние и психическое развитие ребенка про­живания (общения) с одним из родителей.

При исследовании родителей это:

- Наличие у родителя психического расстройства, вслед­ствие которого он, с одной стороны, может представ­лять опасность для ребенка; с другой стороны, вслед­ствие психопатологических особенностей может быть не способен к достаточному учету индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего и его психологических потребностей, в связи с чем не может обеспечить гармоничное психическое и психоло­гическое развитие ребенка. В последнем случае эксперт­ное заключение требует обязательного учета данных о психическом состоянии и развитии несовершеннолет­него.

- Индивидуально-психологические особенности каждого из родителей.

- Особенности отношения к ребенку каждого из родите­лей, истории и характера их взаимоотношений, фактов поведения родителя, вызвавших в прошлом непосред­ственное ухудшение психического здоровья ребенка.

- Особенности родительской позиции и стиля воспита­ния каждого из родителей.

В зависимости от того, касается судебный спор определе­ния места жительства ребенка с одним из родителей или по­рядка встреч отдельно проживающего родителя с ребенком, многие обстоятельства (психическое расстройство родителя, его индивидуально-психологические особенности и стиль воспитания) имеют разное экспертное значение при оценке их возможного негативного влияния на психическое состояние и развитие ребенка.

При исследовании ребенка экспертное значение имеют следующие факторы:

  • Наличие у ребенка психического расстройства, вы­званного проживанием или общением с одним из ро­дителей.
  • Наличие у ребенка психического расстройства с вы­сокой вероятностью ухудшения психического состоя­ния вследствие общения с отдельно проживающим ро­дителем.
  • Наличие у ребенка младшего школьного или подрост­кового возраста нарушений психического развития, не
    позволяющих считать его мнение о месте проживания самостоятельным и обоснованным.
  • Выявление у ребенка отвергающего (конфликтного) от­ношения к одному из родителей, сформировавшегося в результате негативного опыта взаимодействия с ним.

Не имеет значения для экспертного заключения установле­ние факта ухудшения психического состояния ребенка в пред- и послеразводный период, если в последующем отмечавшиеся психические нарушения купировались самостоятельно.

Ситуацию, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, с клинико-психологической точки зрения следует рассматривать как аномальную и созда­ющую значительный риск нарушений психического развития ребенка. В подобных ситуациях определение места жительства ребенка, в соответствии с его желанием, может противоречить его истинным интересам. В то же время передача ребенка на воспитание родителю, которого он на данный момент отверга­ет, может оказать серьезное психотравмирующее воздействие. В настоящее время в рамках экспертизы спрогнозировать веро­ятность и степень ухудшения психического состояния ребенка при передаче его на воспитание, в соответствии с его интереса­ми, отвергаемому родителю не представляется возможным.

Данные нашего исследования позволяют сформулировать и предварительные рекомендации по организации и особен­ностям проведения КСППЭ по семейным спорам.

Необходима более строгая позиция экспертов при уста­новлении причинной связи между особенностями семейной ситуации, индивидуально-психологическими чертами роди­телей или особенностями их психического состояния и пове­дения и выявляемыми у ребенка невротическими симптома­ми и характером реакции переживания на семейный кризис, включая привязанность к одному из родителей, что является необходимым условием для экспертной оценки того, как эти предпосылки могут отразиться на будущем психическом и личностном развитии ребенка при различных судебных решениях. Особую важность для экспертного заключения представляют случаи, когда непосредственно поведение одного из родителей или его индивидуально-психологические особенности обусло­вили ухудшение психического состояния ребенка или вызвали у него развитие психического расстройства.

Оценка индивидуально-психологических особенностей ро­дителя и его воспитательной позиции, а также индивидуально- психологических особенностей ребенка приобретает особую важность в случаях, когда родитель на протяжении длительно­го времени не поддерживал отношения с ребенком, отношение ребенка к родителю не сформировано, ребенок не включает его в состав своей семьи или не знает о его существовании.

Выявление у ребенка психических расстройств и откло­нений возрастного психического развития, существовавших до семейного конфликта, имеет большое экспертное значение в связи с наличием у ребенка особых потребностей, связан­ных с его психическим состоянием и необходимостью оценки судом способности каждого из родителей обеспечить эти по­требности.

В связи с задачами экспертного исследования наиболее целесообразным представляется назначение экспертиз по се­мейным спорам ребенку и обоим родителям.

В связи с наличием нескольких объектов экспертного ис­следования, большой продолжительностью и трудоемкостью данного вида экспертиз представляется необходимым их про­ведение в течение нескольких дней.

Целесообразным представляется привлечение к экспер­тизам минимального количества специалистов, проводящих экспертизы: обследование всех членов семьи одним врачом- психиатром и одним психологом, ориентирующимся в меди­цинской (клинической) психологии и психологии развития.

экспертное исследование – предыдущая

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда - записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.