Особенности психического состояния, определенные индивидуально-психологические особенности, патологизирующие стили воспитания могут рассматриваться как предикторы формирования нарушений психического состояния у детей в ситуации хронического семейного конфликта.
Использование методов исследования при экспериментально-психологическом исследовании родителей требует интегративной оценки результатов как внутри отдельных методик, так и при оценке результатов нескольких опросников и проективных методик. Следует учитывать, что в ситуации экспертного исследования по семейным спорам данные экспериментальных методов в большой степени отражают мотива- ционный уровень родителя, его представления об «идеальном родительстве», в связи с чем результаты, полученные при помощи методов, не защищенных от ответов, определяемых социальной желательностью, не всегда отражают объективную картину и не могут считаться достоверными. Полученные результаты должны быть верифицированы данными клинико- психологического исследования гражданского дела, приобщенных к нему материалов (в том числе медицинской документации), психопатологическим и клинико-психологическим методами.
При комплексной психолого-психиатрической экспертизе в судебных спорах об определении места жительства детей и о порядке общения детей с родителем, проживающим отдельно, подлежат обязательному установлению факторы, имеющие экспертное значение для заключения о негативном влиянии на психическое состояние и психическое развитие ребенка проживания (общения) с одним из родителей.
При исследовании родителей это:
– Наличие у родителя психического расстройства, вследствие которого он, с одной стороны, может представлять опасность для ребенка; с другой стороны, вследствие психопатологических особенностей может быть не способен к достаточному учету индивидуально-психологических особенностей несовершеннолетнего и его психологических потребностей, в связи с чем не может обеспечить гармоничное психическое и психологическое развитие ребенка. В последнем случае экспертное заключение требует обязательного учета данных о психическом состоянии и развитии несовершеннолетнего.
– Индивидуально-психологические особенности каждого из родителей.
– Особенности отношения к ребенку каждого из родителей, истории и характера их взаимоотношений, фактов поведения родителя, вызвавших в прошлом непосредственное ухудшение психического здоровья ребенка.
– Особенности родительской позиции и стиля воспитания каждого из родителей.
В зависимости от того, касается судебный спор определения места жительства ребенка с одним из родителей или порядка встреч отдельно проживающего родителя с ребенком, многие обстоятельства (психическое расстройство родителя, его индивидуально-психологические особенности и стиль воспитания) имеют разное экспертное значение при оценке их возможного негативного влияния на психическое состояние и развитие ребенка.
При исследовании ребенка экспертное значение имеют следующие факторы:
- Наличие у ребенка психического расстройства, вызванного проживанием или общением с одним из родителей.
- Наличие у ребенка психического расстройства с высокой вероятностью ухудшения психического состояния вследствие общения с отдельно проживающим родителем.
- Наличие у ребенка младшего школьного или подросткового возраста нарушений психического развития, не
позволяющих считать его мнение о месте проживания самостоятельным и обоснованным. - Выявление у ребенка отвергающего (конфликтного) отношения к одному из родителей, сформировавшегося в результате негативного опыта взаимодействия с ним.
Не имеет значения для экспертного заключения установление факта ухудшения психического состояния ребенка в пред- и послеразводный период, если в последующем отмечавшиеся психические нарушения купировались самостоятельно.
Ситуацию, при которой ребенок утрачивает позитивное отношение к одному из родителей, с клинико-психологической точки зрения следует рассматривать как аномальную и создающую значительный риск нарушений психического развития ребенка. В подобных ситуациях определение места жительства ребенка, в соответствии с его желанием, может противоречить его истинным интересам. В то же время передача ребенка на воспитание родителю, которого он на данный момент отвергает, может оказать серьезное психотравмирующее воздействие. В настоящее время в рамках экспертизы спрогнозировать вероятность и степень ухудшения психического состояния ребенка при передаче его на воспитание, в соответствии с его интересами, отвергаемому родителю не представляется возможным.
Данные нашего исследования позволяют сформулировать и предварительные рекомендации по организации и особенностям проведения КСППЭ по семейным спорам.
Необходима более строгая позиция экспертов при установлении причинной связи между особенностями семейной ситуации, индивидуально-психологическими чертами родителей или особенностями их психического состояния и поведения и выявляемыми у ребенка невротическими симптомами и характером реакции переживания на семейный кризис, включая привязанность к одному из родителей, что является необходимым условием для экспертной оценки того, как эти предпосылки могут отразиться на будущем психическом и личностном развитии ребенка при различных судебных решениях. Особую важность для экспертного заключения представляют случаи, когда непосредственно поведение одного из родителей или его индивидуально-психологические особенности обусловили ухудшение психического состояния ребенка или вызвали у него развитие психического расстройства.
Оценка индивидуально-психологических особенностей родителя и его воспитательной позиции, а также индивидуально- психологических особенностей ребенка приобретает особую важность в случаях, когда родитель на протяжении длительного времени не поддерживал отношения с ребенком, отношение ребенка к родителю не сформировано, ребенок не включает его в состав своей семьи или не знает о его существовании.
Выявление у ребенка психических расстройств и отклонений возрастного психического развития, существовавших до семейного конфликта, имеет большое экспертное значение в связи с наличием у ребенка особых потребностей, связанных с его психическим состоянием и необходимостью оценки судом способности каждого из родителей обеспечить эти потребности.
В связи с задачами экспертного исследования наиболее целесообразным представляется назначение экспертиз по семейным спорам ребенку и обоим родителям.
В связи с наличием нескольких объектов экспертного исследования, большой продолжительностью и трудоемкостью данного вида экспертиз представляется необходимым их проведение в течение нескольких дней.
Целесообразным представляется привлечение к экспертизам минимального количества специалистов, проводящих экспертизы: обследование всех членов семьи одним врачом- психиатром и одним психологом, ориентирующимся в медицинской (клинической) психологии и психологии развития.
экспертное исследование – предыдущая
Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.