II. Психология медицинского работника

1. Иллюзии и дезиллюзии

В начале главы о психологии больного упоминалось о различиях в психологии больного больного и врача. Медицинский работник, который только приступает к своей профессии, как правило, по эмоциональной стороне стоит ближе к психологии больного. Он лучше вживается в то, как больной принимает больничную или иную медицинскую обстановку, как переносит боль, страх и неуверенность. Этому способствует также и мотивировка, приводящая молодых людей к медицинской профессии. Очень мало людей приходит в медицину с целью достичь положения, ставяще­го их в общественном смысле над другими гражданами. Небольшая часть приходит в результате сознательной и явной заинтересованности и с предварительными солидными знаниями по биологическим и естест­венным наукам. Давольно велико число тех, которые считают эту доро­гу более выгодной потому, что имеют хорошие предпосылки для учения без какого-либо определенного таланта в какой-нибудь области. Значи­тельная часть избравших медицину мотивирует свой выбор этой профес­сии тем, что сами они перенесли серьезное заболевание или наблюдали его у других при пребывании в больнице или же встречались с ним у сво­их близких и пришли к решению помогать страдающим и принять уча­стие в изучении заболеваний. Особенно те которые пришли в медицину и в здравоохранение вследствие сочувствия – а таких большинство – при встрече с медицинской средой переживают определенное разочарование. Это и понятно до известной степени. Отношение врача к больному не может определяться только эмоциями. Поведение врача, особенно когда он вынужден действовать быстро и решительно, обычному человеку мо­жет показаться равнодушным и холодным. Гуманное отношение врача к страдающему больному характеризуется пониманием его субъектив­ного состояния, чутким, но не многословным участием, щадящим обра­щением при обследовании и лечении, чем полным и явным слияниеv с его болями до такой степени, чтобы самому переживать эмоциональ­ный шок.

Однако дезиллюзии медицинского работника, начинающего свои путь в медицине, возникают также и при таких обстоятельствах, кото­рые не только не нужны, но иногда бывают просто вредны. Известно, что иногда медицинский работник видит в больном только «случай», не понимает его переживаний, не проявляет по отношению к нему доста­точно деликатности, не имеет психологического подхода к больному. Если он работает уже длительное время, то некоторые, на первый взгляд эффектные впечатления от новой среды становятся для него привычны­ми и ему начинает казаться, что результаты усиленной работы не такие, как ожидал, не видна в них его решающая личная заслуга, что он не по­лучает так часто благодарности от больных, как этого заслуживает, судя по его усилиям. При такой ситуации было бы правильным уяснить себе, что не все зависит только от него, от его индивидуального отношения, его эмоций и желаний и что для осуществления добрых намерений в ра­боте необходимо содружество всего коллектива, организованная и про­думанная совместная работа. Если же он останется в позиции разочарования, то это в конечном счете приведет к тому, что он допустит такие же ошибки, которые отпугивали его в других, и тем самым попадает в порочный круг, поскольку более выраженные проявления недоволь­ства и нервности по отношению к больным и коллегам уже наперед вы­зывают у других антипатию и затрудняют и сводят на нет результаты его работы.

2. Личность медицинского работника

Предпосылкой возникновения положительных психологических отно­шений и доверия между медицинскими работниками и больными явля­ется, несоменно, также квалификация, опыт и искусство врача и меди­цинской сестры. Результатом расширяющихся и углубляющихся сведе­ний в современной медицине явилось повышенное значение специализа­ции, создание особых ответвлений медицины, направленных на опреде­ленные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Однако специализация несет с собой опасность су­женного, «трубочного» или, иначе говоря, мозаичного взгляда врача на больного. Медицинская психология и теория высшей нервной деятель­ности могут помочь выровнять эти отрицательные стороны специализа­ции благодаря своему общему синтетическому пониманию личности больного и его организма в связи с окружающей средой. Квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект примене­ния которого зависит от других сторон личности врача. Это вытекает из определения доверия больного к врачу, данного Гладким: «Доверие к врачу – это динамическое положительное отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».

Для проявления доверия имеет значение также и первое впечатле­ние, возникающее у больного при встрече с врачом, его актуальная ми­мика, жестикуляция, тон голоса, выражения, вытекающие из предыду­щей ситуации и не предназначенные для больного, а также и внешний вид: если больной видит врача неопрятного, невыспавшегося по каким-либо не относящимся к работе причинам, то он теряет веру, считая что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться и о других и быть надежным в своей работе. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде больные скорее склонны извинить тем медицинским работникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.