1. Иллюзии и дезиллюзии
В начале главы о психологии больного упоминалось о различиях в психологии больного больного и врача. Медицинский работник, который только приступает к своей профессии, как правило, по эмоциональной стороне стоит ближе к психологии больного. Он лучше вживается в то, как больной принимает больничную или иную медицинскую обстановку, как переносит боль, страх и неуверенность. Этому способствует также и мотивировка, приводящая молодых людей к медицинской профессии. Очень мало людей приходит в медицину с целью достичь положения, ставящего их в общественном смысле над другими гражданами. Небольшая часть приходит в результате сознательной и явной заинтересованности и с предварительными солидными знаниями по биологическим и естественным наукам. Давольно велико число тех, которые считают эту дорогу более выгодной потому, что имеют хорошие предпосылки для учения без какого-либо определенного таланта в какой-нибудь области. Значительная часть избравших медицину мотивирует свой выбор этой профессии тем, что сами они перенесли серьезное заболевание или наблюдали его у других при пребывании в больнице или же встречались с ним у своих близких и пришли к решению помогать страдающим и принять участие в изучении заболеваний. Особенно те которые пришли в медицину и в здравоохранение вследствие сочувствия – а таких большинство – при встрече с медицинской средой переживают определенное разочарование. Это и понятно до известной степени. Отношение врача к больному не может определяться только эмоциями. Поведение врача, особенно когда он вынужден действовать быстро и решительно, обычному человеку может показаться равнодушным и холодным. Гуманное отношение врача к страдающему больному характеризуется пониманием его субъективного состояния, чутким, но не многословным участием, щадящим обращением при обследовании и лечении, чем полным и явным слияниеv с его болями до такой степени, чтобы самому переживать эмоциональный шок.
Однако дезиллюзии медицинского работника, начинающего свои путь в медицине, возникают также и при таких обстоятельствах, которые не только не нужны, но иногда бывают просто вредны. Известно, что иногда медицинский работник видит в больном только «случай», не понимает его переживаний, не проявляет по отношению к нему достаточно деликатности, не имеет психологического подхода к больному. Если он работает уже длительное время, то некоторые, на первый взгляд эффектные впечатления от новой среды становятся для него привычными и ему начинает казаться, что результаты усиленной работы не такие, как ожидал, не видна в них его решающая личная заслуга, что он не получает так часто благодарности от больных, как этого заслуживает, судя по его усилиям. При такой ситуации было бы правильным уяснить себе, что не все зависит только от него, от его индивидуального отношения, его эмоций и желаний и что для осуществления добрых намерений в работе необходимо содружество всего коллектива, организованная и продуманная совместная работа. Если же он останется в позиции разочарования, то это в конечном счете приведет к тому, что он допустит такие же ошибки, которые отпугивали его в других, и тем самым попадает в порочный круг, поскольку более выраженные проявления недовольства и нервности по отношению к больным и коллегам уже наперед вызывают у других антипатию и затрудняют и сводят на нет результаты его работы.
2. Личность медицинского работника
Предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медицинскими работниками и больными является, несоменно, также квалификация, опыт и искусство врача и медицинской сестры. Результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине явилось повышенное значение специализации, создание особых ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Однако специализация несет с собой опасность суженного, «трубочного» или, иначе говоря, мозаичного взгляда врача на больного. Медицинская психология и теория высшей нервной деятельности могут помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря своему общему синтетическому пониманию личности больного и его организма в связи с окружающей средой. Квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Это вытекает из определения доверия больного к врачу, данного Гладким: «Доверие к врачу – это динамическое положительное отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».
Для проявления доверия имеет значение также и первое впечатление, возникающее у больного при встрече с врачом, его актуальная мимика, жестикуляция, тон голоса, выражения, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, а также и внешний вид: если больной видит врача неопрятного, невыспавшегося по каким-либо не относящимся к работе причинам, то он теряет веру, считая что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться и о других и быть надежным в своей работе. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде больные скорее склонны извинить тем медицинским работникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.