Рис. 6.8. Прекрасное скелетно-мыщечное оснащение человека делает возможным противопоставление не только большого пальца остальным, что уже имеет место и у других приматов (А – Д), но также противопоставления большого и уаказательного пальцев в отдельности (Е).
Исследования Уайта (Уайт, 1963; Уайт, Кастл и Хелд, 1964; Уайт и Хелд, 1966), хотя и кажутся совершенно противоположными работе Хамфри, имеют с ней некоторые общие черты. Анализируя формирование дотягивания, Уайт подчеркивает роль факторов окружения. Он видит во влияниях среды координирующую силу, вызываюшую интеграцию отдельных форм поведения. Эта точка зрения явно близка к теории Пиаже, хотя и несколько отличается от нее. По мнению Уайта, в законченном виде дотягивание и схватывание представляют собой результат интеграции ряда первичных координаций, таких, как , прикосновение-схватывание, глаз-предмет, глаз-рука.
Согласно Уайту, развитие навыка дотягивания идет следующим образом: вначале у младенцев имеется примитивное зрительное ориентированное поведение, которое проявляется в том, что они смотрят на предмет и следят за ним взглядом. Первоначально диапазон этого поведении ограничен. У младенцев есть также хватательная реакция, которая позволяет им схватывать те предметы, которые соприкасаются с их руками. Уайт считает, что сначала эти виды поведения изолированы друг от друга. По мере того как улучшается зрительное внимание и ребенок начинает сосредоточенно следить за движущимися предметами, обращаясь также к более далеким и более близким предметам, он замечает и свою руку, которая, безусловно, представляет собой очень интересный объект. Это способствует становлению новой координации — глаз-рука, о чем свидетельствует тог факт, что ребенок теперь большую часть своего времени проводит, следя за своими руками. Вскоре после этого ребенок начинает приводить руку в соприкосновение с предметом при помощи быстрых, но очень неточных движении баллистического типа, при этом вплоть до контакта с предметом пальцы никак не подготавливаются для последующего хватания.Следующий этап развития наступает, когда ребенок смотрит то на предмет, то на свою руку, причем рука находится в поле его зрения. Именно в это время, считает Уайт, ребенок объединяет координации глаз-рука и глаз-предмет.
В это же время у ребенка появляется еще одна характерная привычка – сжимание и схватывание собственных рук под контролем зрения. В результате он приходит к пониманию, что видимая и хватающая рука – это одно и то же. После некоторой практики это несовершенное движение становится тем, что Уайт считает высшей формой схватывания, движение становятся предвосхищающим: пальцы руки принимают адекватное форме и размерам предмета положение еще до соприкосновения с ним, причем подготовка может осуществляться, когда рука находится вне поля зрения.
Модель развития Уайта представляет собой значительный прогресс по сравнению с моделью Хамфри: в ней предполагается, что определенные структуры поведения подвержены изменениям и координируются друг с другом, в результате чего появляются новые формы поведения. Хамфри и другие сторонники гипотезы созревания ие сумели сколько-нибудь подробно проанализировать развитие доставания предметов рукой. Очевидно, что сам Уайт находится на иных позициях. Он подчеркивает необходимость влияния некоторых внеших событий на развитие зрительно контролнруемого навыка доставания.
В первую очередь ребенок должен наметить свою руку. Запечатление вида руки ведет к становлению кординции глаз-рука, без которой дальнейшее развитие было бы невозможно. Из этого следует, что всякая процедура, ускоряющая или замедляющая становление этой координации, ускоряет соответственно развитие навыка дотягивания. После установления дайной координации ребенок должен еще согласовать движение кисти руки со своей рукой. Уайт считает, что, когда ребенок касается цели, схватывание происходит рефлекторно. Со временем цепочка сокращается и сводится к протягиванию руки с предвосхищением будущего схватывания. Таким образам согласно модели Уайта, как только ребенок начал захватывать предметы, предъявление новых предметов должно ускорить становление зрелого навыка дотягивания и схватывания. Однако, как справедливо указывает Пиаже, отсутствие доступных для захвата предметов на этой стадии не замедляет сколько-нибудь существенно указанных навыков: как только ребенок оказывается способным переводить обе руки в поле своего зрения, одна из них становится объектом дотягивания и схватывания для другой. Рука заменяет предмет, что обеспечивает развитие требуемого навыка в положенный срок, даже при отсутствии других предметов.
уравновешивание – предыдущая | следующая – предвосхищающее схватывание
Психическое развитие младенца. Содержание.