Развитие моторного поведения (уравновешивание)

Вне всякого сомнения, соображения Пиаже о равнове­сии и уравновешивании не лишены остроумия и проница­тельности. Поведение находится в состоянии равновесии лишь тогда, когда ребенок может предвидеть его последст­вия. Например, чтобы удержаться и не схватить предмет, ребенок заранее должен знать, что предмет слишком тяжел для него. Ребенок должен знать, насколько тяжел предмет до того, как он его схватит, тут же уронив или разбив. Итак равновесие предполагает предвидение. В дополнение к это­му, поскольку теория не предусматривает никакого спе­циального механизма для выработки предвосхищения последствий поведения, некоторая возможность предвосхи­щения должна быть врожденной и должна в дальнейшем развиваться вместе с поведением. Пожалуй, именно эта особенность отличает теорию Пиаже от других теорий, с которыми она могла бы быть сопоставлена.

Следует упомянуть еще одну черту этой модели разви­тия. Уравновешивание может приостановиться, когда достигнуто равновесие с каким-то определенным набором элементов окружения; оно может возобновиться, если набор пополняется новыми предметами или событиями. Так, в отношении дотягивания и схватывания ребенок может находиться в состоянии полного равновесия с каким-то определенным предметом. Пока имеется один только этот предмет, поведение останется уравновешенным и никакого развития поведения происходить не будет. С появлением нового предмета (предмета, к которому поведение еще не приспособлено) поведение ассимилирует его, произойдет новый процесс уравновешивания и, таким образом, некоторое развитие. Со временем такое индивидуальное приспособление должно прекратиться, аккомодация долж­на стать возможна для всего диапазона ассимилируемых предметов, включая не только те, которые уже встречались, но и те, которые лишь могут встретиться. Другими слова­ми, требуется совершенно особый вид обобщения. В теории поведения обобщением обычно называется процесс, бла­годаря которому разные предметы начинают вызывать один и тот же ответ. Для уравновешивания требуется процесс, с помощью которого объекты, отличные друг от друга в некотором отношении, будут вызывать соответст­вующие, дифференциально подобранные ответы. Например, чем тяжелее предмет, который ребенок хочет схватить, тем большая сила должна быть применима, чтобы надежно удержать его.

Пиаже убежден, что эти правила существуют в какой-то форме в нервной системе ребенка, располагаясь между перцептивной информацией и ответами на нее. Хотя они формируются в результате уравновешивания, Пиаже (1967) убежден, что всякое поведение с самого начала про­текает под контролем этих правил, какими бы несовершен­ными и общими они ни были. Он не сводит поведение к простому ответу на простой раздражитель: поведение для него — ассимиляция упорядоченных определенным образом предметов каким-то классом упорядоченных навы­ков посредством правила, соединяющего полученную информацию и ответ.

Ответ на вопрос о том, как именно происходит процесс уравновешивания в работа к Пиаже, остается более или менее открытым. Он сохраняет за собой возможность выбо­ра того, следует ли характеризовать процесс развития как дифференциацию или как интеграцию. Некоторые теоретики (Гезелл и Аматруда, 1941) утверждают, что раз­витие представляет собой дифференциацию: развиваясь, поведение становится более избирательным и точным, а его компоненты становятся все более изолированными друг от друга. Результаты одного из подобных исследова­ний показаны иа рис. 6.7. По мнению других исследова­телей, поведение начинается с множества изолированных ответов, которые затем объединяются и организуются в процесс развития. Хотя теория Пиаже ближе к представлению о дифференциации, чем интеграции, он не свя­зывает себя на этот счет, считая, что оба процесса могут быть необходимы на определенных ступенях развития.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6.7. Дифференциация на примере развития схватывания. Кривая показывает уменьшение диффузной активности (толчков), связанной с попытками ухватить погремушку, которую держали перед младенцем (Из: М. W. Curty, 1930).

Рассмотрим навык дотягивания и схватывания в свете различных теоретических моделей. Этот навык имеет для человека огромное значение. Вся жизнь нашего общества основана на использовании и изготовлении разного рода инструментов и орудий, что было бы невозможно, если бы кисти наших рук были недостаточно развиты (одна из особенностей, отличающих человека от животных). Ске­лет человеческой руки более совершенен, чем у других приматов (рис. 6.8). Напрашивается вопрос: растет ли способность пользоваться таким совершенным анатоми­ческим аппаратом вместе с ним или же для выработки этих навыков требуется взаимодействие ребенка с окружающей средой? Как и в случае хождения, отдельные компоненты навыка дотягивания руки появляются задолго до рожде­ния. Фактически все компоненты, необходимые для дотя­гивания и схватывания, могут быть выделены у эмбриона в возрасте 14—16 недель. Мы уже писали выше о том, что дотягивание в ответ на зрительное предъявление предмета может быть вызвано у новорожденного. Обычно эта ранняя форма поведения исчезает и появляется вновь, когда воз­раст младенца составляет уже 4—5 месяцев. Хамфри (1969) полагает, что, как и в случае с ходьбой, это зависит от созревания корковых центров; поскольку сначала растут тормозные связи, данная форма поведения с необхо­димостью исчезает на некоторое время — время преиму­щественного функционирования тормозных связей. По­ведение появляется вновь, когда устанавливаются возбу­дительные связи. Хамфри твердо убежден, что это одна и та же форма поведения. Кортикализация увеличивает координированность движений, но сами они не меняются. Он подчеркивает, что наблюдаемая смена есть результат процессов созревания, роста нервных сетей.

ассимиля­ция и аккомодация – предыдущая | следующая – дотягивание и схватывание

Психическое развитие младенца. Содержание.