/     /  
Развитие моторного поведения (ассимиля­ция и аккомодация)

Развитие моторного поведения (ассимиля­ция и аккомодация)

Развитие моторного поведения (ассимиля­ция и аккомодация)
Данные, подобные только что приведенным, заставляют пересмотреть отношения между событиями во внешнем окружении ребенка и его развитием. Сторонники теории научения считают, что развитие не происходит без спе­циального вмешательства извне; если нет специфического внешнего события, то нет и развития, вообще ничего не про­исходит. Организм просто остается в стационарном состоя­нии до тех пор, пока не произойдут какие-то внешние изменения. Сторонники теории созревания — Гезелл, Макгроу и Деннис — утверждают, что развитие успешно совершается и без определенных внешних событий. Они подчеркивают зависимость приобретения навыков от про­цессов созревания. Мы вынуждены согласиться, что при­верженцы теории научения заблуждаются, считая, что без внешней стимуляции поведение остается неизменным. Поведение, как мы видели, меняется, но не обязательно в лучшую сторону. В отсутствие отклониться от нормального пути развития и закрепиться там настолько, что его уже нельзя будет вернуть на путь истинный никакими внешними воздействиями. Уоддингтон (1957) предложил модель, которая позво­ляет сделать более наглядными изложенные выше черты взаимодействия организма и окружения. Представим себе ландшафт, подобный изображенному на рис. 6.6. Шарик, который скатывается вниз но долине, символизирует раз­витие навыков вокализации. Холмик изображает внешние влияния — возможность слышать разговорную речь. Его назначение — отклонить развитие вокализации на дороге к языку. Если бы холмика не было, то шарик продолжал бы катиться к неречевой области. Чем позже встречается холмик, тем труднее изменить направление развития. Путь нормального развития находится на более высоком уровне, нежели любой другой, поэтому, если убрать линг­вистическую поддержку, шарик, по крайней мере в начале, покатится в направлении неречевой области вокализации. Такой эпигенетический ландшафт — удобная модель для иллюстрации многих аспектов развития, в частности орга­ногенеза. Он, как мы убедились, дает наглядное представ­ление о некоторых сторонах развития навыков. Необходи­мо подчеркнуть, что эпигенетический ландшафт не пре­тендует на роль теории, поэтому на его основе нельзя де­лать никаких предположений. Это скорее приведенная в соответствии с фактами описательная модель.  width=             Рис. 6.6. Часть эпигенетического ландшафта (из: Waddington, The Strategy oj Cenex George Allen & Unwin Ltd., 1957). Пиаже (1954) представил объяснение развития некото­рых форм моторного поведения, которое, хотя и носит описательный характер, в должной мере учитывает ре­альную сложность процессов психического развития, а также содержит ряд ценных теоретических понятий. В модели Пиаже первоначальное становление различных форм поведения осуществляется благодаря процессам созревания. Все, что происходит затем, определяется взаи­модействием организма с окружением. Само взаимодейст­вие определяется двумя основными процессами: ассимиля­цией и аккомодацией. Ассимиляция — это процесс, кото­рый определяет круг вещей или событий, к которым применяется определенное поведение. Говоря более обще­принятым яыком, предмет вызывает то или иное поведе­ние: так, видимый предмет может побудить ребенка потя­нуться за ним. В терминах теории Пиаже это означает, что видимый предмет ассимилируется схемой действия протягивания руки. Пиаже считает, что если поведению нечего будет ассимилировать, то оно просто отомрет. Мы могли убедиться, что развитие речи подтверждает этот теоретический вывод. Аккомодация представляет собой процесс, благодаря которому поведение приспосаблива­ется к требованиям ассимилированных с ним предметов или событий. Если требуется достать и схватить какой-то предмет, то поведение должно быть приспособлено к разме­ру, весу и форме предмета. Согласно теории Пиаже, раз­витие происходит благодаря взаимодействию ассимиля­ции и аккомодации, которое продолжается, пока не будет достигнуто состояние равновесия. Процессы, необходимые для достижения равновесия, называются уравновешива­нием. Равновесие считается достигнутым, когда поведение ассимилирует только те предметы, к которым оно может приспособиться. Так, например, после достижения равно­весия младенец будет пытаться достать только те предме­ты, чей размер и вес ему под силу. Более тяжелые, большие, а также хрупкие и непрочные предметы будут заранее исключены. В предыдущей главе разговор шел о приспосабливании пальцев рук, которое происходит прежде, чем ребенок дотрагивается до предмета. Это хороший пример процес­сов, которые имеет в виду Пиаже. Дети будут тянуться только к тем предметам, которые они могут схватить. Это и означает, что ассимилируются только те предметы, кото­рые находятся в диапазоне аккомодации. Приспосабли­вание пальцев рук — аккомодация — носит предвосхища­ющий характер, оно приводит к успешной ассимиляции. Ассимиляция и аккомодация, таким образом, находятся в состоянии равновесия.

первичное хождение - предыдущая | следующая - уравновешивание

Психическое развитие младенца. Содержание.


Фотогалерея

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)