тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

1.4. Алгоритм проведения комплексного судебного психолого-психиатрического экспертного исследования лиц при рассмотрении споров о праве на воспитание детей (продолжение)

Этап 2. Ситуационная диагностика семейных отношений

На данном этапе индивидуальная экспертная диагности­ка уже используется для анализа ситуации семейных взаи­моотношений членов семьи в целом. Ситуационный анализ семейных отношений основывается на решении следующих основных задан комплексного клинико-психологического ис­следования:

1.Экспертная диагностика отношения отца и матери к ре­бенку. Как следует из ч. 3 ст. 65 СК РФ, суд при разрешении спора между родителями о месте жительства ребенка должен учитывать «отношения, существующие между каждым из ро­дителей и ребенком».

  1. Экспертная диагностика отношения ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи. Постановка дан­ной задачи определяется необходимостью при судебном раз­бирательстве выяснения «привязанности ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам» (ч. 3 ст. 65 СК РФ). Суд при определении привязанности ребенка к другим членам семьи не должен опираться только на объяснения сторон, в том числе и ребенка, без необходимой их оценки и проверки, в основу решения суда должны быть положены все доступные доказа­тельства по делу. Высказанное перед судом или органами опеки и попечительства мнение ребенка (особенно при длительном его проживании с одним из родителей при изоляции от друго­го) может быть следствием явного или неявного влияния окру­жающих его взрослых, поэтому для установления не деклари­руемого, а истинного отношения ребенка к членам своей семьи необходимо решение данной экспертной задачи.

Решение задач второго этапа комплексного экспертного исследования является в основном прерогативой психолога, однако при выявленном влиянии на взаимоотношения между членами семьи психических расстройств кого-либо из них их решение будет входить в совместную компетенцию психоло­гов и психиатров. Основой экспертной оценки семейных от- ношений, как и на первом этапе, является ретроспективная и актуальная их диагностика.

Этап 3. Прогностическая клинико-психологическая оценка психического развития ребенка

Этот этап комплексного судебного психолого-психиатри­ческого экспертного исследования является завершающим, на нем синтезируются данные первого и второго этапов эксперти­зы и вырабатывается комплексная клинико-психологическая прогностическая оценка психического развития ребенка.

Таким образом, основной задачей, требующей определе­ния на заключительном этапе КСППЭ, является диагности­ка возможного негативного влияния психического состоя­ния (если есть психические расстройства или недостатки), индивидуально-психологических особенностей отца (матери, другого фактического воспитателя), семейного конфликта на психическое состояние и особенности психического развития ребенка. В широком смысле задача определения данного экс­пертного понятия соподчинена судебному установлению воз­можности каждого из родителей «создания ребенку условий для воспитания и развития» (ч. 3 ст. 65 СК РФ) при определе­нии места жительства детей при раздельном проживании ро­дителей, а также требованию ч. 1 ст. 66 СК РФ, чтобы общение родителя с ребенком, проживающим с другим родителем, не причиняло «вред … психическому здоровью ребенка, его нрав­ственному развитию». Как писал Г. Фигдор, «в некоторых слу­чаях уже с самого начала бывает совершенно ясно, что именно в данном случае противоречит благополучию ребенка, и это прежде всего тогда, когда применение психопатологических критериев настойчиво выступает против одного из альтерна­тивных решений. В отличие от этого, позитивное решение… часто вызывает принципиальную трудность в определении, что именно будет лучше всего способствовать «благополучию ребенка»…однако в определенных обстоятельствах мы тем не менее можем с уверенностью сказать, что «со всех точек зре- ния» для ребенка плохо и чего следует избегать…». Эксперт, как правило, «в состоянии осветить альтернативные возмож­ности развития в психологическом и педагогическом аспектах», предоставив судье возможность знать, из чего он делает свой выбор (Фигдор, 2006, с. 272).

На третьем этапе комплексная клинико-психологическая оценка психического развития ребенка является уже полно­стью прогностической. На данном этапе в ходе совместного обсуждения члены экспертной комиссии — психологи и пси­хиатры — интегрируют все результаты, полученные в ходе клинико-психологического исследования.

диагностика членов семьи – предыдущая | следующая – история развития ребенка

Психолого-психиатрическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка. Содержание

Заключение психолога для суда – записаться на психолого-психиатрическую экспертизу.