В профилактике травм имеет значение как целесообразное воспитание детей в семье, так и сам эмоциональный климат семьи, который обусловливает психическую уравновешенность детей. Задача воспитателей, родителей и учителей заключается в том, чтобы научить детей в интересной и непринужденной форме распознать значение и функции всех важных предметов и механизмов, с которыми они могут соприкасаться и которые могут представлять собой опасность для них как дома, так и вне дома. В спорте и физкультуре наилучшей профилактикой травм является надежное овладение техникой упражнений, приобретение необходимой физической выносливости и хорошее психологическое руководство, снижающее напряженность, волнение и страх.
Отравление детей лекарствами, которые ребенок может съесть, приняв их за конфеты или из любопытства, чтобы узнать какой вкус имеет лекарство и как оно действует, как правило, происходит по вине родителей, которые оставляют лекарства в местах, доступных детям. С воспитательной точки зрения гораздо разумнее, если родители, регулярно принимающие лекарства, не делают этого в присутствии детей, чтобы не показывать им пример. По тем же соображениям вредно говорить при детях о лекарствах и вообще о болезнях. К этому имеют склонность особенно родители-невротики, которые в своем эгоцентризме не желают считаться даже с детьми.
Об атмосфере детских медицинских учреждений и детских домов уже было упомянуто в главе о госпитализме. Не рекомендуется при приеме ребенка говорить ему, что «мама сейчас придет», это подрывает у него доверие при будущем общении. Не следует также ожидать, что ребенок быстро исполнит, особенно вначале, все назначения и требования персонала. Более целесообразно предоставить ребенку время для адаптации. Слишком категорические приказания вызывают скорее негативные реакции. Частым неуместным выражением медицинского персонала является следующее: «Ужасный ребенок, всего боится!» Особенно олигофреничные и умственно отсталые, но также и невротические дети отличаются повышенной готовностью к страху, которую невозможно преодолеть разумными аргументами, а скорее благожелательной мимикой, успокаивающими жестами и умеренным тоном голоса.
По отношению к родителям наиболее сложные психологические проблемы возникают при хронических и особенно при тяжелых заболеваниях. Первое сообщение о таком заболевании вызывает у родителей бурную депрессивную реакцию. Родители, которые обоснованно или чрезмерно испытывают чувство, что чего-то они не досмотрели у ребенка, обвиняют самих себя (люди интрапунитивного типа), своего супружеского партнера, дедушку и бабушку или медицинский персонал (экстрапунитивный тип реакции). Наиболее тяжелые моменты переживают родители и персонал при заболевании ребенка саркомой и лейкемией. Смерть детей медиидинский персонал воспринимает более тяжело, чем смерть взрослых.
Специфичность детского коллектива. Она касается стационарных учреждений и детских домов. Наиболее существенными различиями между детским коллективом и коллективом взрослых больных являются следующие: детский коллектив, особенно в больницах, бывает более неоднородным в связи с тем, что здесь имеются дети различных возрастных категорий, с различными уровнями проявлений, различными интересами, а вследствие этого и с ограниченными возможностями общения. Но, с другой стороны, вследствие того, что дети, не взирая на возрастные категории, являются более эмоциональными, они более открыто проявляют страх и агрессивность, более внушаемы; в коллективе возникает общая эмоциональная атмосфера, особенно при более волнующих ситуациях: например, когда один ребенок больше других страдает, или наоборот, проявляет большую радость. Дети, оторванные от семьи имеют повышенную потребность в любви и понимании. Это предъявляет более высокие требования к психологическому и воспитательному урегулированию режима в учреждении таким образом, как об этом уже несколько раз упоминалось.
Школа в больнице представляет собой существенный компонент в профилактике госпитализма и нарушения психического развития. Наиболее целесообразно, чтобы дети учились в отдельных помещениях, так как при этом удерживаются школьные навыки, а чередование больничных и классовых комнат придает режиму необходимую динамику перемены. Школьное обучение в больнице требует, чтобы учителя были способны определить как индивидуальность ребенка, так и специфику его заболевания и в соответствии с этим избрали наиболее эффективную форму и содержание обучения. Монотонность больничного режима и недостаток человеческого контакта часто ведут к тому, что ребенок с радостью ждет прихода учителя как человека, который в больнице находит для него время. Опытные учителя умеют понять такое состояние ребенка и вовлечь его в совместную работу.
Вопрос о посещении детей был нами разобран в главе о госпитализме. К нему же относится и ряд замечаний из главы о посещении больных в отделении вообще. Для педиатров и сестер существенную психологическую проблему представляет собой посещение излишне заботливых родителей с проявлениями чрезмерной любви, а с другой стороны – родителей, не проявляющих интереса к детям. У первой категории можно предполагать, что они будут очень хорошо заботиться о физическом развитии своих детей лишь с одним минусом – они боятся закалять детей. Но психическая сторона воспитания может отставать, так как такие родители не воспитывают в своих детях самостоятельность, ответственность и эмоциональную сопротивляемость к различным психическим препятствиям. Вторая категория – родители, не проявляющие интереса к детям, причиняют вред своим детям и с физической стороны, например, тем, что не заботятся о гигиене, не обращают внимания на первые признаки заболевания.
педиатр – предыдущая | следующая – недомогание