/     /  
VIII. Короткий обзор главных периодов развития человека

VIII. Короткий обзор главных периодов развития человека

В 8 мес. ползает, сидит без поддержки; может взять в каждую руку игрушку и стучать ими друг о друга, начинается подражание (слога, дви­жения).

В 1 год начинает ходить, произносить первое слово.

В 18 мес. поднимает предмет с земли и не падает; бегает, залезает на стул, строит башню из трех кубиков, знает около 10-20 слов, водит ка­рандашом по бумаге, сам ест ложкой (но разливает).

В 2 года может ударить ногой мяч и не упасть при этом; ходит на «цыпочках», по лестнице, начинает склонять и спрягать; играет в подра­жательные игры (укладывает спать куклу, возит ее в коляске и т. п.), не мочится в штаны.

В 3 года уже может перескочить веревку на высоте 5 см; делает фи­гурки из пластилина, способен сам зашнуровать ботинки, повторить ко­роткий рассказ, играет в общественые игры («в маму», «в доктора»), умывается. (Более подробно этот обзор описан в книге И. Коха-Зд. Матеичка «Психология и педагогика ребенка», Государственое медицинс­кое издательство, 1960 г.) Значительным проявлением, особенно в возрасте около 2,5 лет, бывает первое детское упрямство – выражение уве­домления собственной личности там, где это не было сделано соответст­вующим предыдущим воспитанием. Оно переходит иногда в следующий период.

Дети дошкольного возраста (3-6 лет)

Характерной и типичной для ребенка в этом периоде является творче­ская игра, связанная с воображаемой деятельностью, с фантазией. Одновременно игра имеет и другое значение – первое подчинение определенному распорядку, правилам. Кроме конструктивных игр с предме­тами, появляется характерное социальное подражание; игра «в солда­ты», «в железнодорожника», а также, например, игра «в рыбака» – ребе­нок увлеченно закидывает удочку «в воду» (на ковер). Развитие речи становится индикатором зрелости. В моторическом отношении дети становятся уже очень ловкими (раздевание и одевание, зашнуровывание, умение обращаться с мелкими предметами, например, с карандашом; удерживание равновесия и при стоянии на одной ноге. Начинает прео­бладать доминантность одной из верхних конечностей – «левша», «правша»). Восприятие еще полностью не дифференцировано; из дета­лей запоминает только наиболее бросающиеся в глаза (у собаки хвост, пасть). Внимание определяется скорее моментальными интересами. Па­мять очень конкретная, начинает быть сознательной: ребенок старается запомнить сознательно некоторые сведения. Эмоции являются более дифференцированными и в конце периода бывает уже развита обширная шкала эмоциональной жизни: любовь, сочувствие, дружба, зависть, рев­ность а также и социально-этические чувства. Появляется и эстетическая радость из-за формы.

В заключение можно сказать, что перед поступлением в школу уже начинает формироваться детская личность. Поскольку речь идет о гар­моническом развитии, необходимо избегать всего, что могло бы деформировать ее. Спокойствие, терпеливость, непринужденность воспита­ния, уважение к детской личности, исполнение обещаний, искреннее, а не показное участие в жизни ребенка, положительный эмоциональный климат являются предпосылками этого гармонического развития детской личности.

Школьный период с препубертатным периодом

В данном случае речь идет о таком периоде, при котором психическое и физическое развитие тесно связано с общественными обязанностями. Жизнь связана с коллективом, создается и совершенно новая связь: учи­тель – ученик. Появляется ряд новых, до этого времени неизвестных, обязанностей: регулярное вставание, дисциплинированное поведение за партой, подчинение личных потребностей работе в коллективе. Значительная часть познавательной деятельности связана с обучением в шко­ле, так же как и тренировка более длительной концентрации внимания и работы.

Учение в этом периоде является общественно полезной, имеющей большое значение и вовсе не легкой для ребенка работой.

Поэтому для некоторых детей поступление в первый класс является критическим: неспособность вовремя и без нарушений адаптироваться к новым условиям и к новой среде проявляется особенно в мутизмах первоклассников. Дети, не подготовленые в достаточной степени к пере­ходу в школьной коллектив (дети, живущие изолированно от других де­тей, или дети, которых пугали школой) в результате этого нередко в школе молчат и их ошибочно могут перевести даже в школу для умственноотсталых детей, хотя было бы достаточно сответствующего психотерапевтического вмешательства. Для детей в первом классе осо­бенно типична чрезвычайная подвижность. Произношение уже развито. В эмоциональном отношении часто отмечается проявление лабильно­сти, эмоциональной неустойчивости и шаткости, эмоциональная жизнь развивается в направлении к экстремальным проявлениям – иногда да­же к эмоциональному напряжению в тех случаях, где оно поддерживает­ся неподходящими формами воспитания.

Усиливается значение социальных игр: водитель автомобиля (со звуковыми проявлениями), врач, солдат, учительница, летчик. Развива­ются и спортивные и общественные игры.

Развиваются конкретные нравственные нормы, скорее в смысле то­го, чего нельзя и не должно делать, чем в смысле того, что является же­лаемым (гетерономные моральные ценности). Такая картина наблюда­ется до второго класса. Со второго класса ребенок уже справляется с но­выми требованиями коллектива и оценок, становится более уравнове­шенными, но с другой стороны, более чувствительным к упрекам и не­удачам. Начинает сам давать оценку (около 9 лет), не принимает уже вещи такими, как они есть (споры детей между собой).

Наступает весьма существенный прогресс в моторике, точность, бы­строта и владение движениями даже вызывают удивление. Подвижные игры являются наиболее любимыми. Большинство психологов и педиатров сходится на том, что движение в этом возрасте так же, как и громкость проявлений являются вентилем, ослабляющим напряжение.

Мышление весьма конкретное, образное и логичное. Дети становят­ся критичными и по отношению к самим себе – сравнивают себя с други­ми. В эмоциональном отношении уменьшается страх перед неизвест­ным, но увеличивается страх перед трудными ситуациями в обществе (в школе, среди друзей одноклассников, страх перед родителями, которые наказывают и т. п.).

Средний возраст – предыдущая | следующая – Препубертатный период

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)