тест

Пройдите тест и получите 5 тыс руб на все услуги клиники МИПЗ

VII. Обзор этапов развития жизни человека

Психическое развитие человека проходит очень сложным путем, даже если не учитывать индивидуальных особенностей развития. Однако, на­чиная от пренатального периода вплоть до поздней старости, можно на­блюдать некоторые фазы развития, имеющие свои специфические черты. Предполагают, что каждая последующая фаза подготавливается предыдущей фазой. Но в каждой фазе отмечается как процесс дифференциации, так и процесс интеграции; (например, восприятие ново­рожденного вначале бывает ограничено лишь основными ощущениями света, тепла, холода, аппетита и т. д., которые вначале бывают хаотиче­скими, недифференцированными. Как только они начинают дифферен­цироваться – наступает и интеграция – восприятие предмета как цело­го). Но эти процессы происходят у совершенно определенного индиви­да, который в ходе своего развития создается, формируется и преобразуется – имеет место процесс индивидуализации.

Научные работники до сих пор не пришли к единой периодичной схеме развития человека. Это невозможно сделать уже и потому, что и точки зрения, решающие вопрос об этих периодах, не являются одно­родными. (Сравни, например, исследование Э. Бергиуса “Entwicklung und Stufenfolge”, «Учебник психологии» 3 ч.).

Приведем в качестве иллюстрации сравнение двух известных экспе­риментов – один чешский – проф. Б. Пржигоды, а второй представляет собой периодизационную схему Э. В. Харлок.

Проф. В. Пржигода:

1. Антенатальное развитие:

а)  зародышевый и эмбриональный период от 0-3 лунных месяцев;

б) фетальный период от 4 до 7 месяцев;

в) пренатальный в узком смысле слова от 8 до 10 месяцев.

II. Первое детство.

1. Период раннего детского возраста:

а) натальный период от 0 до 10 дней;

б) период новорожденности от 10 до 60 дней;

в) период грудного возраста от 2 до 12 мес.

2. Младший ранний детский возраст от 1 до 2 лет и старший ранний детский возраст от 2 до 3 лет.

III. Второе детство.

1. Дошкольный период, длящийся до появления постоянных зубов от 3 до 6 лет.

2. Препубертатный период от 6 до 11 лет.

IV.Пубертатный период от 11 до 15 лет.

V. Гебетический период.

1. Постпубертатный от 15 до 20 лет.

2. Зрелость от 20 до 30 лет.

VI. Жизненная стабилизация и кульминация от 30 до 45 лет.

VII. Средний возраст (начинающаяся инволюция) от 45 до 60 лет.

VIII. Сенильный период.

1. Старение от 60 до 75 лет.

2. Старческий возраст от 75 до 100 лет.

Э. Б. Харлок:

1. Пренатальный период от зачатия до рождения.

2. Период новорожденности – от момента рождения до конца 2-й не­дели.

3.  Начальное детство от конца 2-й недели до конца 2-го года.

4. Раннее детство от 2 до 6 лет.

5. Позднее детство от 6 до 10-12 лет.

6. Пубертатный или преадолесцентный период от 10-12 до 13-14 лет.

7. Период ранней адолесцентности (юности) от 13-14 до 17 лет.

8. Период поздней адолесцентности (юности) от 17 до 21 года.

9. Ранная зрелость от 21 до 40 лет.

10. Средний возраст от 40 до 60 лет.

11. Старость или старение от 60 до смерти.

Средний возраст человеческой жизни значительно увеличился. По­этому Всемирная Организация Здравоохранения решила установить другую периодизацию взрослого возраста и последующих жизненных этапов, которая соответствует этому удлинению человеческой жизни и новым, как научным, так и статистическим фактам: средний возраст – 45-60 лет, старение – 60-75 лет, старость – 75-90 лет, старчество – 90-

VIII. Короткий обзор главных периодов развития человека

Не принимая во внимание того, какой из этих периодизационных экспе­риментов является более правильным, мы приводим весьма упрощенное описание основных этапов жизни человека.

Период раннего детства до 3 лет

Тотчас же после рождения реагируют рецепторы вестибулярного аппа­рата (удерживание равновесия тела), отмечаются живые реакции на теп­ло, холод; функционируют вкусовые рецепторы; в возрасте 10-12 дней появляются сосательные движения, если ребенку придать положение, обычное при кормлении (первый условный рефлекс). Естественный зри­тельный и пищевой рефлекс создаются около третьего или в начале чет­вертого месяца. С пятого месяца функционируют уже все анализаторы.

В 3 мес. ребенок уже узнает мать, протягивает руки, смеется, «дела­ет ладушки», в 4 мес. держит головку. В 6 мес. поворачивается на спину, держится за протянутые пальцы и подтягивается, стараясь сесть.

 

социограмма – предыдущая | следующая – детская личность