Глава 8. Психологические методы исследования при локально-органических поражениях головного мозга (продолжение)

VI. Чтение.

23. Чтение — одна из форм импрессивной речи, и его исследование начинается обычно с узнавания отдельных букв, для чего предлагается выбрать заданные буквы из на­бора, выполненного разным шрифтом, например: А, Е, К, Т, Ш, Ц и т. п. (см. рис. 4).

24. Чтение вслух букв разного шрифта — печатных и пись­менных, например: А, Д, К, Ю, Р, Ц и т. п.

25. Чтение вслух «затупленных» букв. Предъявляется любой из 2 вариантов набора из 6 букв, каждый при двух раз-пых уровнях шума — 0,35 и 0,25. Если больной не справля­ется с заданиями при уровне шума в 0,35, переходят к менее «зашумлепным» буквам (рис. 5).

26. Глобальное чтение. Больному предлагается подобрать карточки с названиями предметов к рисункам (из набора для названия, см. рис. 3).

27. Чтение вслух идеограмм: СССР, Москва, фамилия больного.

28. Чтение вслух простых и сложных слов: лес, диван, ав­тобус, суббота, индустрия, Гибралтар.

29. Чтение вслух простого и более сложного текста, напри­мер пословиц: цыплят по осени считают; куй железо пока го­рячо и т. п. В качестве более сложного текста может быть предложен один из коротких (2—3 фразы) рассказов.

При оценке результатов исследования проб на письмо и чтение учиты­вается, в какой мере нарушения этих функций отражают особенности уст­ной речи, каково соотношение тяжести нарушений письма и чтения, каково соотношение тяжести нарушений устной и письменной речи. Кроме того, в опытах с чтением фраз и короткого текста обращается внимание на дви­жение глаз больного, прослеживающего строки слева направо, переход с од­ной строки на другую, предпочтение одной (чаще правой) стороны текста, ха­рактер паралексий при чтении вслух и другие особенности.

V.  Счет. Исследование счета складывается обычно из 2 этапов: анализа представлений о разрядном строении чисел и исследования собственно счетных операций, включая решение простых задач.

31. Запись под диктовку простых и сложных (многознач­ных) чисел, например: 7, 14, 41, 1004, 1010, 1515, 71017 и т. п.

32. Чтение вслух тех же чисел (см. рис. 4). Письмо и чте­ние многозначных чисел направлены па анализ разрядного строения чисел.

33. Устный счет. Автоматизированные счетные операции (таблица умножения): 3X5; 6×9; 8×9; 9×8 и т. п. Сложение и вычитание однозначных и двузначных чисел: 9 + 6; 17—9; 32—15; 57 + 28 и т. д.

34. Письменный счет: 227 + 369; 669—185; 131×14.

35. Решение простых задач, например: в одной корзине 9 яблок, в другой — в 4 раза больше. Сколько яблок во второй корзине? На одной полке 6 книг, на другой — на 5 книг боль­ше. Сколько всего книг на полках?

Исследование счета можно также дополнить пробами на серийные счетные операции, состоящие из 3—4 звеньев, сери­ями последовательных действий, типа отсчета от 100 по 7, или другими сенсибилизированными пробами.

При оценке результатов исследования следует по возможности уточнить, обусловлены ли нарушения в счетных операциях собственно акалькулией или речевыми расстройствами.

письмо – предыдущая | следующая – праксис

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание