/     /  
Ценности

Ценности

3. Интересы и ценности (идеалы)

Подготовка волевого акта не исходит только из инстинктивных потреб­ностей, которые являются органической потребностью, отраженной в органической сенсибильности. Она исходит также из тех потребностей, которые качественно отличаются от органических потребностей тем, что представляют собой потребности человеческой психики: интересы и ценности. Существуют психологи, которые разницу между потребно­стями и влечениями видят в том, что потребностью они считают им­пульс, исходящий из представления о цели деятельности, что у человека, обладающего сознательной психической жизнью, является само собой разумеющимся. Поэтому нам кажется, хотя без сомнения, такое понима­ния человеческих потребностей является правильным, что следует остаться при делении потребностей на более старые (материальные, ин­стинктивные) и биологически более молодые, культурные. К ним мы относим именно интересы и ценности.

Мы уже упомянули о том, что интерес представляет собой потреб­ность, концентрированную относительно постоянно на определенной области действительности.

Интересы, так же как и все потребности, направлены к оптимально­му удовлетворению самосохранения и развития. В них вырисовывается основная целенаправленность личности. Интересы в течение определен­ного периода остаются относительно постоянными, несмотря на то, что имеются известные промежутки, когда интересы существенно меняются. Это – пубертатный период и период, завершающейся зрелостью (между 15-25 годами), как определил Стронг, долгое время занимавшийся изу­чением интересов. Он составил также оригинальный вопросник о про­фессии (так называемый стенфордский). Тарстон, подвергший его ста­тистическому разбору, показал, что в нем в сущности доминируют 4 основных интереса: наука, языки, люди и торговля. Из этого видно, что интересы не зависят только от индивидуальных потребностей, но и от общественных условий. У нас при нашем общественном строе стен­фордский вопросник практически неприменим.

Ценностями следует считать сознательную потребность в отноше­нии к функции самосохранения и развития жизни (объективизация нор­мы, материализация объективных закономерностей). Мы всегда познаем что-то, всегда оцениваем по отношению к чему-то. Познаем свинец, но свинец с точки зрения биологии при определенных обстоятельствах вре­ден для здоровья, с точки зрения экономики – полезен, с точки зрения эстетической – выглядит «неприятно серым». Это значит, что каждая действительность может стать предметом нашей оценки в связи с крите­риями, в соответствии с которыми мы проводим оценку. Рациональная оценка завершается определенной иерархией оценивающих критериев, обусловленных историческими и общественными условиями, актуаль­ное состояние которых лучше всего можно назвать профилем оценок (речь может идти об индивидуальном профиле оценок или об общест­венном профиле оценок). Этот профиль изменяется, а следовательно, из­меняется и иерархия оценок, т. е. говорим о смещении профиля оценок. Смещение общественного профиля оценок является смещением (наступ­лением) в направлении к новой идеологической надстройке. Но и в рам­ках определенной общественной формации, идеологическую надстройку которой индивид принимает, происходит смещение индивидуального профиле оценок: иерархия оценок у десятилетнего ребенка будет одной, у взрослого мужчины – другой и т. п. Однако и за относительно корот­кий период времени может произойти резкое индивидуальное смещение ценностей: тогда говорят о кризисе мировоззрения индивида, конечно, если это смещение будет добровольным, а не вынужденным внешними силами.

Мы уже говорили об эволюционных функциях жизни и о функции самосохранения. Самопожертвование и так называемые итоговые само­убийства на первый взгляд противоречат такому пониманию: смерть приносит выгоду семье или другой общественной группе, причем сам субъект не стремится к смерти, но интересы других он ценит выше, чем свою собственную жизнь: таковы все исторические герои, для которых правда имела гораздо большую ценность, чем их собственная жизнь: та­ковы, например, японские летчики, бывшие «живыми торпедами», кото­рые знали, что они погибнут при взрыве. Но тогда к этой категории – хотя они и не поступают правильно – относятся: отец, кончающий жизнь самоубийством для того, чтобы его семья могла получить высо­кую страховку (Вондрачек), страдающий неизлечимым заболеванием больной, не желающий никому быть в тягость и т. п.

Фивег определяет итоговое самоубийство как такой способ поведе­ния, когда лицо, в основе своей нормальное, решается добровольно уме­реть исходя из рациональной оценки и итога своей прежней жизни.

Если мы вспомним о значении сохранения рола, которое имеет «преимущество» по сравнению с индивидуальным самосохранением (хотя далеко не всегда), то эти реакции являются объяснимыми, несмо­тря на то, что в ряде случаев они находятся на самой границе патологии, и иногда бывает трудно решить, идет ли здесь речь о нормальной реак­ции. В особенности это относится к итоговым самоубийствам, имеющим экзистенциональный характер.

Инстинкты – предыдущая | следующая – Самоубийство

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)