Относящаяся к совершенно иной области психоаналитическая релаксация позволяет более направленно изучать опыт «телесного переживания», сочетая методы «аутогипноза» Шульца и психоанализа. Специалисты, проводящие релаксацию, применяют очень легкую индукцию, затем начинают психоаналитический сеанс. Работы этого направления дают, по-видимому, интересные результаты.
Включение гипноза в психоаналитическое лечение, несомненно, встретит трудности. Самый термин «гипноанализ» неточен, ибо гипноз может предполагать как самый легкий транс, так и сомнамбулизм. Неудобство легкого транса состоит в том, что вызываемая им регрессия носит поверхностный характер и может довольно быстро исчезнуть. В случае глубокого транса состояние отличается большей стабильностью и дает возможность осуществлять такие вмешательства, как внушенное сновидение, автоматическое письмо, возрастная регрессия и т. п. Но, с другой стороны, сам факт получения материалов в «состоянии диссоциации» может способствовать тому, что этот материал не будет по-настоящему включен в процесс «переработки». Нет сомнений в том, что гипноанализ поднимает множество вопросов, как практических, так и теоретических. Но до тех пор, пока не будет осуществлено углубленное исследование, нельзя ни ответить на них, ни отвергнуть с порога некоторые его направления.
Пусть нас поймут правильно. Мы вовсе не предлагаем заменить психоанализ гипноанализом. Применяемый со знанием дела и в тщательно отобранных случаях, психоанализ остается наиболее разработанной техникой. Кроме присущих ему специфических факторов — переноса, осознания,— сама его продолжительность позволяет ему включить в свой арсенал и другие компоненты: обучение, обусловливание, внушение, эмпатию, катарсис и — кто знает,— может быть, и какие-то иные, к которым почему бы не добавить и просто любовь. Даже если бы психоанализ сводился, в сущности, к внушению, как полагают некоторые, существуют пациенты, нуждающиеся в длительном времени, чтобы могло осуществиться какое-либо изменение.
С другой стороны, нет сомнений в том, что в теоретическом плане исследование процессов, вступающих в действие посредством гипнотического отношения, имеет в наши дни чрезвычайную важность для психоанализа.
Такое заявление может показаться самонадеянным. Я заранее предвижу скептические, а то и презрительные улыбки, которые оно вызовет у тех, для кого гипноз — анахронизм, годный лишь для музея достопримечательностей допсихоаналитических времен. Но тем хуже, если для некоторых психоаналитическая теория является раз и навсегда установленной догмой, освобождающей от рассмотрения новых проблем.
Совершенная Фрейдом революция открыла невиданные перспективы для понимания человеческой психики. Все здесь было еще неизведанным, и самые выдающиеся психиатры и психологи использовали все свое воображение и творческие способности, чтобы заложить основы новой науки и новой терапии. В атмосфере эйфории, созданной первыми открытиями, можно было считать, что все, что касалось бессознательного, уже понято. Области, остававшиеся туманными, не привлекали тогда к себе внимания.
Прошло время. На смену первым психоаналитикам, воодушевленным своими открытиями и нонконформизмом, пришли психотерапевты, получившие официальное признание и не выходящие за рамки истэблишмента. Были учреждены психоаналитические общества. Теория упрочилась, превратилась в доктрину, в орудие самоутверждения и власти. Это не мешало интенсивному развитию теоретической мысли. Расцвели разнообразные школы и направления. Были проложены и новые пути: детский психоанализ, лечение психозов, психосоциология, педагогика и т. п. Но, несмотря на все это, существует много неясного.
Многочисленные признаки указывают на кризис, переживаемый сегодня психоанализом. Продолжительность лечения не перестает увеличиваться. Теперь никого во Франции не удивишь и десятилетним курсом лечения. Широкая публика постепенно утверждается во мнении, что эффективность психотерапии обеспечивается только ее длительностью. Окупаются ли достигнутые результаты затраченным временем и средствами?
К тому же эти результаты с трудом поддаются оценке. Тут царит величайшая неопределенность. Упрощенные с теоретической точки зрения методы оказываются иной раз эффективными на практике, и объяснить это мы не в состоянии. Американские ученые безуспешно пытаются выработать критерии для измерения эффективности разных видов психотерапии. Не было приведено никакого формального доказательства, которое с несомненностью доказывало бы преимущества психоанализа. И даже внутри самого психоанализа мы видим большое разнообразие методов, из которых трудно сделать выбор.
Противники психоанализа все больше и больше пользуются таким положением вещей для дискредитации его теории и практики. Наряду с этим наблюдается известное разочарование и у широкой публики, которая обращается к другим видам психотерапии. Эта тенденция особенно заметна в Соединенных Штатах, но ее предвестники ощущаются и в других странах.
Во Франции все еще властвует психоанализ. С 50-х годов, главным образом под влиянием Лакана и его учеников, наблюдается небывалый расцвет теоретической мысли. Широкое движение пересмотра и углубления основных принципов теории Фрейда дало возможность проложить новые увлекательные пути в самых разнообразных направлениях. Но одновременно это движение породило настоящую инфляцию в области теории, и эта инфляция принимает сегодня все больший размах. Как это всегда бывает, за первоначальными интуитивными прозрениями последовал и новый догматизм. Знакомство с многочисленными современными публикациями часто создает впечатление, будто перед нами повторение известных истин, которые претендуют дать ответ на все проблемы. Контакт теории с клинической практикой становится все более зыбким. Теперь мы часто встречаемся с психологами и философами, которые способны теоретизировать по поводу этиологии того или иного невроза, хотя никогда не видели ни одного пациента… Молодые психоаналитики предпочитают неизменно пассивную позицию, вызванную нередко просто тем, что они не знают, что делать. Изложение данных психоанализа носит большей частью литературный и философский характер. Их язык часто грешит абстрактностью и невразумительностью.
Психоаналитики, по ироническому замечанию Катрин Клеман (1978), стремятся, судя по всему, не к тому, чтобы лечить своих больных, а к тому, чтобы стать писателями. Размышления по поводу психоаналитического процесса приобретают большую важность, чем эффективность психоанализа. Интерес сосредоточивается на дидактическом курсе в ущерб всякой иной цели. Как писала Мод Маннони (1979): «Разве не сводится мечта «чистого» психоаналитика к тому, чтобы он более не рисковал скомпрометировать себя с пациентом?»
В то же время ряд принципиально важных вопросов, затрагивающих основные проблемы, не находит удовлетворительного ответа: исчезновение трансфера, конец психоанализа, подготовка психоаналитиков — вот уже много лет представляют неотступные и неразрешимые трудности. И не случайно в высказываниях психоаналитиков все чаще мелькают нотки слабости и сомнений. Так, среди последователей Лакана высказывается мысль о существовании «неанализируемого ядра», а такой автор, как Федида, в недавней статье (1977) говорит о «слепых пятнах» психоанализа в проблеме психоза. А то, что Рустан пришел в своих размышлениях к вопросу, не является ли психоанализ, в сущности, всего лишь «долговременным внушением», показывает, насколько велик разброд в среде французских психоаналитиков.
Приходится признать неоспоримую истину. В области межличностных отношений мы пока еще гораздо больше не знаем, чем знаем. Пора нам пересмотреть всю проблему с самого основания, не отвергая в угоду так называемой ортодоксальности ни одного направления. Трудно предвидеть, на каком пути появятся новые проблески. Мы вовсе не думаем, что исследования в области гипноза принесут ответ на все вопросы, которые мы здесь сформулировали, тем более что при нынешнем состоянии знаний невозможно наметить четко определенное направление поисков. Ясно одно: если бы хоть часть серого вещества, которое было затрачено и продолжает затрачиваться на теоретизирование в области психоанализа, была использована для исследования проблемы гипноза, мы бы лучше понимали гипноз и наши знания о бессознательном и о сфере межличностных отношений расширились бы.
В 1964 г., выступая на конференции в Чикагском институте психоанализа, Балинт призвал своих коллег уделить пристальное внимание психологическим аспектам отношения «врач — больной». В связи с этим он заметил, что каждые двадцать лет перед психоаналитиками возникает необходимость высказаться по поводу новых областей применения их науки. В 20-е годы речь шла о правомерности детского психоанализа. В 40-е годы возникла проблема групповой психотерапии. В 60-е годы Балинт, выдвигая проблему психологической подготовки врачей, хотел поставить перед психоаналитиками вопрос о патологическом функционировании тела, о загадке конверсии — «этого таинственного прыжка в органику», «одного из самых старых и самых притягательных психоаналитических понятий» (1964). Удастся ли нам в 1980-е годы теми же доводами убедить психоаналитиков обратиться к гипнозу? Или же придется ждать 2000 года?
Психоанализ: эмпатическое отношение – предыдущая | следующая – Эпилог: изучение гипноза
Л. Шерток. “Непознанное в психике человека”. Содержание.