canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Эмпатическое отношение. Взаимодействие матери и ребенка и эмпатическое отношение

Психоанализ: эмпатическое отношение

Когут, работы которого известны во Франции (Palaci, 1975), отводит эмпатии цент­ральное место в своих рассуждениях о патологии нар­циссизма. Его идеи близки к американскому структу­рализму и опираются на теорию развития (основанную на «прямом наблюдении» за поведением ребенка). Согласно ему, психоз и пограничные состояния между неврозами и психозами связаны с нарушениями разви­тия нарциссических структур, коренящимися в недоста­точной эмпатической способности матери в ее отноше­нии к ребенку (грудного возраста).  Роль психотерапевта состоит в том, чтобы содействовать развитию особой формы переноса — «нарциссического транс­фера» — и с его помощью дать возможность пациенту вернуться к переживанию архаических форм отношения и пережить заново их эволюцию.

Английская школа, испытавшая большое влияние теорий Мелани Клайн (Винникотт, Масуд Кан, Милнер и др.), также придает важное значение понятию эмпатии. Следующий отрывок из книги Масуда Кана очень живо иллюстрирует реально пережитое эмпатическое отношение. Автор описывает в нем эпизод, имевший место во время психоаналитического сеанса с одной из его суицидных больных: «Она начала тихо плакать, все ее тело выражало скорбь. Я ощущал ее страдания, их реальность, чувствовал их в себе самом… Трудно выразить это словами… Ибо в моем контртрансферентном опыте я воспринял их со всей острогой своей психической и телесной чувствительности. Именно в ходе этой фазы я сумел опереться на свое тело, использовать его как метод восприятия в рамках психоанализа» (Masud Khan, 1974). И он добавляет: «Чуть только мое телесное внимание отвлекалось, больная тотчас замеча­ла это… Ни в какой момент лечения не было физическо­го контакта между ней и мной. Она требовала от меня именно такого соучастия… Когда мое телесное внимание ослабевало, больная просыпалась в особом, искус­ственном психическом состоянии и впадала в апатию».

Такая позиция предполагает сильную эмоциональ­ную вовлеченность со стороны психотерапевта, способ­ность переживать вместе с пациентом, не теряя, однако, контроля, нарциссическую регрессию.

Американский психотерапевт Элизабет К. Хансен (1978), разделяя идеи английской школы и ряда американских ученых (Когут, Кернберг), изучала по­граничные состояния между неврозами и психозами и рассмотрела эту проблему в своей недавней статье, озаглавленной «Симбиоз». Она упрекает Когута и Керн­берга в том, что они не дали достаточно точного описания контртрансферентного опыта психотерапевта, и с поразительной тщательностью и добросовестностью передает свой личный опыт того, что она называет «контртрансферентным психозом». «Я, несомненно, уча­ствовала в спонтанной регрессии, пережитой моей пациенткой. В какие-то минуты я чувствовала, как глаза мои наполняются слезами, испытывала време­нами ощущение, похожее на утрату предмета, когда я как личность предчувствовала завершение этого процес­са и конец наших отношений… Сеансы с этой пациент­кой были самыми важными минутами за всю неделю, они вселяли в меня отчаянную смелость и уверенность, чувство ответственности и сознания выполненного долга».

Автор подчеркивает, что ей как психотерапевту этот опыт принес большую пользу и что проведенное ею лечение преобразило ее. Винникотт (1954) делит­ся сходными чувствами по поводу психоаналитического курса с одним психотиком: «Мне довелось пережить опыт, уникальный даже для психоаналитика. Я вышел из него иным, чем был до его начала».

Заметим, что, хотя концепция эмпатии исторически была выдвинута в связи с пограничными состояниями между неврозами и психозами, она фактически ка­сается всей психотерапии в целом. В самом деле, мы не можем провести резкую грань между психозом и неврозом, так что эти исследования затрагивают и психотерапию, и теорию психоанализа.

Разумеется, ни Когут, ни Масуд Кан не практикуют гипноз. Мы процитировали их потому, что понятие эмпатии действует на уровнях, сходных с теми, которые участвуют в гипнотическом отношении. Внесем, однако, уточнение. Гипноз, как мы видели, представляет собой квазиавтоматическое поведение, в котором есть свой инструментальный аспект. Вызывая глубокую регрес­сию, он создает условия, благоприятствующие развитию отношения, имеющего эмпатический характер. К тому же гипнотизер должен быть готов вступить в это отно­шение и не укрываться за лишенной эффективности «объективирующей» установкой.

Можно ли использовать гипноз для лечения психо­зов или пограничных состояний между неврозами и  психозами? В соответствии с традиционным представлением психотики не поддаются гипнозу. В действительности этот вопрос никогда глубоко не изучался. Здесь, скорее всего, сказываются предвзятые мнения; точно так же в течение долгого времени считалось, что психотики  не способны создавать трансфер. Согласно Винго и Кремеру  (1966) и Лавуа (1973), гипнабельность психотиков в общем близка к гипнабельности нормальных людей. В литературе (Wolberg, 1948, 1964; Bowers, 1961; Abrams, 1963, 1964; Biddle, 1967;  Erickson, 1970; Crasilneck,  Hall, 1975) мы на­ходим клинические примеры, в которых гипнотическое вмешательство дало положительные результаты. Гилл и Бренман (1959) сообщают о молодой шизофреничке, полностью замкнувшейся в себе, которая после гипнотического сеанса нормально контактировала со своим окружением в течение 24  часов. Назрела необходимость осуществить более углубленное иссле­дование, которое позволило бы выяснить, можно ли и каким образом применять гипноз в подобных случаях.

 

Будущее гипноза: Психоанализ – предыдущая |  следующая – Психоанализ: гипноанализ

Л. Шерток. “Непознанное в психике человека”.  Содержание.

Яндекс.Метрика