Бихевиоризм исходит из попытки объективного наблюдения поведения без антропоморфного объяснения и строго придерживается схемы S-R (stimulus-response), стимул-реакция, поведение. Следовательно, он полностью исключил промежуточный компонент психической жизни.
Главный представитель бихевиоризма Дж. Ватсон исходил из известных результатов «опытов и ошибок» Торндайка, экспериментировавшего на животных; он хотел последовательно исключить всякое психологизирование и полагал, что ему удастся создать какую-то картотеку поведения, в которой можно будет подобрать к соответствующему стимулу соответствующую реакцию, следовательно, не только предвидеть поведение, но и управлять им и контролировать его. Известно выражение Дж. Ватсона: «Дайте мне дюжину здоровых детей … и мой собственный специфический мир, в котором я бы их воспитывал, и я ручаюсь за то, что и при случайном выборе одного из них я воспитаю его для одной профессии, будь то врач, судья, артист, торговец или нищий, вор – невзирая на его талант, склонность, способности, задатки, расу …».
Этот оптимизм является характерным для упрощенного представления и для ошибки Ватсона: поведение в сущности является упрощенным выражением гораздо более сложных и более дифференцированных психических процессов – невозможно, например, переводить мышление на физические и речевые навыки, так же как невозможно с психологической точки зрения понимать эмоции как «приобретенную шаблонную реакцию (pattern reaction), содержащую глубокие изменения соматического механизма в целом, и особенно изменения во внутренних органах и в системе желез». Также и личность нельзя определять только как «комплекс реакций».
Работы Ватсона дали решительный и последовательный отпор психологическому субъективизму; но в настоящее время автор уже не имеет (за редким исключением, например, К. В. Спенс) наследников своего бихевиористического радикализма. Первоначальная модель S-R психологии полностью распалась около 1930 года. Большинство необихевиористов не согласились с элементаризмом Ватсона (иронически: с «психологией мышечных подергиваний») и понимают организм и его поведение гораздо целостнее и компактнее (Толмен, Скиннер, Газри и т. д.). Необихевиоризм принес и ряд ценных результатов и идей для теории личности (Халл, Доллард, Миллер, Маурер, Сире и др., главным образом из Института человеческих отношений в Нью-Гэвене), мотивации (Шеффер, Хебб, Чайлд, Байт и т. д.), защитных механизмов (Эриксен, Браун), транскультурального исследования (Вайтинг, Чайлд) и т. д.
Первоначальный бихевиоризм изменился особенно вследствие признания социальной обусловленности поведения. Все более и более строгая связь S-R изменяется на связь S-P-R, где Р означает психический компонент (так называемая интервенирующая переменная).
5. Современная советская психология
А. В. Петровский в своей книге «История советской психологии» (1966) и в главе, написанной для книги М. Г. Ярошевского «История психологии» (переведенной у нас Прокопом Новаком) констатировал в развитии русской дореволюционной психологии в общем те же тенденции, которые являются характерными и для исторического развития психологии на Западе: спиритуалистическая психология полемизирует с естественно-научным понятием и вместе они полемизируют с какой-то третьей, «нейтральной» силой, с теми направлениями, которые пытаются нацелить психологию только на эмпирические исследования и избежать философских вопросов и результатов.
К первой группе в России относились идеалистические и спиритуалистические философы и психологи А. И. Введенский, Л. М. Лопатин и Н. О. Лосский, который оказал влияние на нашего соотечественника идеалистического философа Вл. Гоппе.
В противоположность этому естественнонаучное направление исходило из материалистической традиции Сеченова и старалось вскрыть физиологические механизмы деятельности. К этой группе относятся как физиологи, так и психологи: В. М. Бехтерев, И. П. Павлов, В. А. Вагнер, Н. Н. Ланге, А. Ф. Лазурский и др.
Несмотря на то, что их естественнонаучный материализм имеет решающие значение для полемики против идеалистических психологов, он в значительной степени (менее всего И. П. Павлов) отождествлял физиологию с психологией; от него ускользала не только важность социальной обусловленности психической жизни, но и основной факт, заключающийся в том, что физиологические процессы являются лишь субстратом психических процесов и их нельзя заменять друг другом.
Психологический нейтрализм, в сущности психофизический параллелизм (представленный в Чехии Фр. Крейчи), в России был представлен Г. А. Россолимо, известным старшему поколению психологов в ЧССР благодаря своему стимулирующему «психологическому профилю», А. П. Нечаевым, В. Ф. Чижом и др. Они старались вообще избавить психологию от философии и оставить ее только на почве эмпирических исследований, не заботясь вообще о философских предпосылках и следствиях. Эта группа, которая по сути не признавала философию как науку, стала в результате своего мировоззрения научного эмпиризма объектом нападок как со стороны естественнонаучно ориентированных психологов, так и со стороны идеалистических психологов.
целостная психология – предыдущая | следующая – рефлексология