canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Рефлексология Бехтерева. Критика рефлексологии.

II. Некоторые направления в современной мировой психологии

Из психофизического параллелизма Вундта вышел известный пред­ставитель русской психологии Г. И. Челпанов, основавший в Москве Институт психологии, который по своему лабораторному оснащению и по составу сотрудников, без сомнения, занимал первое место среди ин­ститутов того времени. Также и книга Г. И. Челпанова «Введение в экспериментальную психологию» (1915) свидетельствует об исключи­тельной опытности в работе с экспериментальными методами. Основ­ной теоретической концепцией Челпанова была теория «эмпирического параллелизма». Интроспективный метод был для него единственным источником познания психических явлений», в то время как эксперимент он рассматривал в качестве вспомогательного метода. Не удивительно, что за свои взгляды он подвергался критике, особенно со стороны Н. Н. Ланге и В. М. Бехтерева.

Историки русской психологии обычно в качестве типичных предста­вителей советской психологии в период перехода на прочные позиции марксизма-ленинизма приводят два имени: П. П. Блонского (умер в 1941 году) и К. Н. Корнилова.

Уже в 1920 году П. П. Блонский провозгласил, что научная психоло­гия ориентируется на марксизм. В своих ранних работах он пропаганди­рует объективную психологию и в согласии с бихевиористами видит ее в психологии поведения. Но в отличие от них он оценил общественные факторы (на эти позиции необихевиористы перешли позднее), развива­ющиеся в зависимости от времени, генетически и исторически напра­вленного, – поведение понимается как «историческое поведение». Не­сколько позднее эта мысль полностью зазвучала в работах Л. С. Выготс­кого, в его теории высших психических функций. Он опирался в основ­ном на представление опосредованности психической деятельности че­ловека – на использование знаков (слов, чисел и т. п.) и на мысль об интериоризации. Общий «генетический закон культурного развития» Л. С. Выготский понимает так, что «каждая психическая функция обязательно в своем развитии проходит высшую стадию, поскольку она первоначально является социальной функцией».

Эту мысль об исторической концепции психической деятельности человека далее разработал и А. Н. Леонтьев с сотрудниками.

К. Н. Корнилов примерно в 1923 году (1 Всероссийский съезд психо­неврологов) подчеркивал необходимость применения и разработки в психологии двух марксистских методологических принципов: матери­ализма и детерминизма, хотя еще не применял с успехом диалектическо­го метода. Острая полемика его с Челпановым и отчетливое признавание марксистских позиций (хотя и с недостатками) привели к тому, что К. Н. Корнилову было поручено руководство Московским институтом психологии, ранее руководимым Г. И. Челпановым, в котором затем по­степенно сосредоточился ряд таких известных психологов, как Н. Ф. Добрынин, А. Н. Леонтьев, А. П. Лурия и др. К. Н. Корнилов на пути к марксистской психологии создал реактологию, которая понимала пси­хологию как науку о поведении живых существ (включая сюда и челове­ка). Название «реактология» было взято К. Н. Корниловым из понима­ния реакции как ответа организма (даже и одноклеточного) на импульсы среды в качестве единого целого. Он изучал скорость, интенсивность и форму течения реакций и вместе со своими сотрудниками, без сомне­ния, получил много ценных данных.

В реактологии, главные принципы которой К. Н. Корнилов сформу­лировал в книге «Учение о реакциях» (1921), отчетливо заметна попытка связать субъективную психологию с объективными методами бихевио­ризма и рефлексологии. Однако «реактологическая дискуссия» в начале 30-х годов привела в конце концов к отказу от понятия реактология. Особенно остро здесь выступило несоответствие между прокламационной общественной программой (перестройка психологии в пользу соци­алистического строительства) и значительно меньшими возможностями ограниченной научной программы.

Другим направлением, которое по времени предшествовало реакто­логии и своего наивысшего расцвета достигло в 1920 году, была рефле­ксология.

Основоположник рефлексологии В. М. Бехтерев (умер в 1927 году) некоторые ее принципы изложил в «Обьективной психологии» (1904), но как особая «биосоциальная наука» она была отчетливо сформулирована только в книге «Общие основы рефлексологии» (1926). Предметом ис­следования явились рефлексы, происходящие при участии мозга. В. М. Бехтерев широко использовал результаты своих неврологических исследований (особенно исследований защитных рефлексов), но допу­стил ту же ошибку, что и некоторые другие психологи. Исходя из теории Павлова о высшей нервной деятельности, он разработал психологию как «психологию без психики», игнорировал сознание и впадал в «отра­женную ошибку субъективной психологии» – в механический матери­ализм. Новая советская психология плодотворно используя результаты Сеченова, Бехтерева и Павлова, избегает ошибочных интерпретаций психической жизни. И рефлексология после первых больших первоначальных успехов (например, в 1927 году изучение психологии в высшей школе было заменено рефлексологией) была вынуждена признать невозможность справиться только при помощи механического мировоззрения с объяснением гораздо более сложных и качественно отличных психических процессов.

 

бихевиоризм – предыдущая | следующая – советская психология
Яндекс.Метрика