/     /  
Бесплатная медицинская помощь

Бесплатная медицинская помощь

Введение и расширение бесплатной медицинской помощи осложняет положение. Заболевание понижает заработную плату, но выгоды, выте­кающие из нетрудоспособности, часто возмещают денежные потери. Мать в случае чрезмерно длительного выздоравливания ребенка ухажи­вает за ним сама и экономит этим довольно большую сумму денег, которую она должна была бы отдать няне, если бы сама вышла на работу. Мужчина во время слишком длительной нетрудоспособности может сде­лать ремонт квартиры, за который он заплатил бы значительно больше, чем составляет разница между его заработной платой и пособием по не­трудоспособности. Естественно, что люди, находящиеся в таких ситу­ациях и имеющие подобные интересы, стараются оказать более или ме­нее настойчивое психическое или материальное давление на врача, доби­ваясь признания нетрудоспособности. Эти стремления бывают успеш­ными особенно в тех случаях, когда социальные и материальные пробле­мы больного вытекают из очевидных, независящих от больного, общест­венных недостатков, как, например, недостаток мест в детских яслях, затруднения, связанные с ремонтом, поисками дефицитных товаров, с квартирными проблемами и т. д.

Следовательно, с введением бесплатной медицинской помощи у больных не исчезает мотивировка для предоставления врачу из своих личных средств определенной суммы, которая обязала бы врача сделать возможно больше для здоровья и для интересов больного. Больной предполагает – обоснованно или необоснованно, – что врач, получив­ший материальный стимул для оказания помощи именно ему лично, сделает больше, чем он сделал бы только под влиянием ответственно­сти, социалистического гуманизма и трудовой дисциплины. Возникают сложные личные взаимодействия. Больной иногда вызывает отвращение v врача подарком, носящим характер взятки, напимер, деньгами, а врач в свою очередь обижает больного отказом и вызывает у него беспокой­ство. Больной в таких ситуациях иногда реагирует рассуждением: «Мои дела, наверное, очень плохи, если врач ничего не хочет от меня принять». В следующий раз больной не решается предложить врачу что-либо, боясь обидеть его, и врач остается недовольным неблагодарностью больного. Менее проблематична на первый взгляд ситуация, когда больной передает врачу даже дорогой подарок после успешного излечения. Однако и этот подарок обязывает врача на будущее, т. е. фактически является взяткой, и может оказать влияние на решение в случае рецидива или нового заболевания пациента или его близких при приеме в больницу (возникает вопрос, является ли госпитализация действительно необходимой и не будут ли при недостатке мест отложены другие боль­ные, более нуждающиеся в госпитализации), при выписывании более редких лекарств (больной, не давший взятку, не получит это лекарство, даже если он больше в нем нуждается), при продлении срока пребывания в больнице («доктор, для нас было бы более удобно, если бы дедушка еще остался в больнице»), при определении нетрудоспособности («доктор, мне нужна была бы еще одна неделя»), при установлении инвалид­ности («вы всегда мне помогали, доктор»). Сказанное еще в большей степени относится к подаркам, предлагаемым в начале лечения, так как они чаще всего даются с определенной целью. Степень неуместности приема подарков от больных можно было бы выразить определенным «коэффициентом проблематичности», причем следует учитывать:

1. материальную ценность подарка, например, а) цветы, б) драгоцен­ности и деньги;

2. цель подарка, например, а) бескорыстный подарок, б) подарок, преследующий получение определенной выгоды;

3. характер заболевания, например, а) острое заболевание, проходя­щее без последствий для больного и без дальнейших обязанностей для врача, б) хроническое заболевание с длительной нетрудоспособностью и с возможностью перевода на инвалидность.

Эти рассуждения, естественно, не претендуют на научную точность и нельзя предполагать их научного подтверждения; это, однако, не должно способствовать недооценке указанной проблематики. С точки зрения развития благоприятного ненарушенного посторонними влияни­ями взаимоотношения между врачом и больным и с точки зрения хоро­шей коллективной совместной работы медицинских работников всех ка­тегорий в рамках данного медицинского учреждения, прием подарков следует считать неуместным. Различие в поведении врача по отношению к больному, который «отблагодарил» его очень внимательно, регистри­руют остальные больные, догадываются о причине этого различия и, следовательно, задают себе вопрос, не сделать ли им то же самое, чтобы добиться лучшего ухода и лучшего к себе отношения. Доверие больных к врачу и к самому медицинскому учреждению от этого не выигрывает. Врач, применяющий такую систему «благодарности» больных, наконец, добивается нивелизации всей своей деятельности, в отделении устана­вливаются определенные нормативы и тарифы «подарков», и в резуль тате этого для большинства больных, наконец, не делается больше, чем обычно. Меньшая часть больных, которые не поняли, что надо «благодарить», подвергается сознательно или подсознательно дискриминации. Врач, принимающий подарки и взятки, быстро приобретает дурную славу среди своих коллег и особенно у среднего медицинского персонала. Такой пример может привести на неправильный путь и остальных работников: медицинские сестры в этих случаях позволяют больным нарушать режим дня, а тем самым и лечение, но врач ничего им не может сказать, так как «все друг о друге знают что-нибудь плохое». Врачу в таких случаях очень трудно добиться реализации правильных и необходимых мероприятий. Следовательно, можно сказать, что введение системы подарков и взяток ограничивает самостоятельность и независимость
врача как в лечебной так, и в организационной работе.

Обязанность сохранять молчание – предыдущая | следующая – Утомление

Психология в медицине. Содержание


Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)