Категоризация (продолжение)

Адамополус (Adamopoulus, 1984) проанализировал социальное поведение, основываясь на идеях, выдвинутых Уриэлом и Эндой Фоа (Fоa, Foa, 1974). Он предположил, что ассоциация – диссоциация (например, любовь – ненависть) – это первая дискриминация, которой мы научаемся в процессе  социализации. И это научение соответствует процессу «давать или отвергать» тот или иной ресурс. После этого мы обучаемся обращать внимание на межличностную ориентацию – имеем ли мы отношение с конкретной личностью или просто с другим человеком?  Таким образом, мы научаемся различать – является ли обмениваемый ресурс конкретным или абстрактным. На этой основе формируется типология (т.е. совокупность взаимосвязанных категорий) социального поведения (рисунок 4-4), которая соответствует типологии, которая была обнаружена при изучении различных культур (например, Triandis,  1978). Это означает, что люди во всех культурах различают ассоциативные (объединяющие) виды поведения и диссоциативные (разъединяющие), субординационные (подчинение) и доминирующие (распоряжения, приказы) а также близкие и формальные виды поведения. Автор добавил еще одну категорию, которую можно найти во всех культурах – это категория «торга».

—————————

Далее ксерокс рисунка 4-4 на стр. 92 книги и перевод обозначений:

1-      дихотомия 1, категория обмена

2-      дихотомия 2, межличностная ориентация

3-      дихотомия 3, типы ресурсов

4-    поведенческие особенности

5-      давать

6-      отвергать

7-      конкретные

8-      универсальные

9-      универсальные

10-  конкретные

11-  конкретные

12-  абстрактные

13-  абстрактные

14-  конкретные

15-  конкретные

16-  абстрактные

17-  абстрактные

18-  конкретные

19-  близость (интимность)

20-  подчинение (субординация)

21-  формальность

22-  торг

23-  торг

24-  формальность

25-  доминирование

26-  близость (интимность)

27-  ассоциация – диссоциация

28-  рисунок 4-4

Теория Адамонулуса (1984) о дифференциации социального поведения. (Перепечатано с согласия автора и издательства «Saga Publications»)

—————————————–

Адамополус и Бонтемпо (Adamopoulos, Bontempo, 1986) обнаружили, что формы социального поведения развиваются в последовательности, показанной в рисунке 4-4. Анализируя содержание письменных текстов (например, «Иллиада» Гомера), они показали, что в ранних текстах много говорится об ассоциативных – диссоциативных видах поведения (например, Ахилл любил Патрокла и ненавидел Гектора), а также упоминания об отношениях «доминирования и подчинения» (например, Агамемнон доминировал, а Ахилл отвергал борьбу) и «торга» (например, лошадь обменивалась на раба). Однако в текстах почти нет описания «близости – формальности» (например, никаких ссылок на личную жизнь людей или высказываний о конкретных  доверенностях личностного плана).

Категоризация –  это функциональный процесс, поскольку он позволяет упросщать восприятие окружающей среды. Представьте, какие бы возникли трудности, если бы мы действительно каждый раз обращали внимание на 7.5 миллионов окружающих нас цветов! Однако в то же время  происходит потеря огромной информации. Из всей воспринимаемой информации игнорируется намного больше по сравнению с тем, что остается в поле нашего внимания.  Кроме этого,  распространены типичные ошибки в категоризации тех или иных событий и явлений окружающей среды. Например, когда мы относим людей к европейцам или афро-американцам, мы теряем значительный объем информации. Кроме этого, мы приписываем этим категориям определенную долю невалидной (ошибочной) информации (обычно связанную с тем, что переоцениваем собственную самооценку). Когда мы приписываем определенные характеристики той или иной категории, мы осуществляем процесс стереотипизации: можно сказать «Все профессора – рассеянные люди» или «Все американцы едят мороженное».  Вы сами знаете, что это не вполне точные утверждения, но они помогают нам упрощать процесс переработки информации. Стереотипизация происходит потому, что невозможно справится со всей доступной нам информацией.  Естественно, стереотипы – это не точное отражение восприятия окружающей среды, и мы, используя их, теряем значительную часть полученной информации. Кроме этого, мы часто приписываем категории «неправильные» аттрибуты, которые повышают нашу собственную самооценку. Авигдор (Avigdor, 1953) обнаружил, что когда две группы находятся в состоянии конкуренции, то вероятнее всего у них по отношению к друг другу будут существовать  негативные стереотипы. Когда две группы сотрудничают друг с другом, то вероятнее всего у них по отношению друг к другу будут существовать положительные стереотипы.  В этих экспериментах группы объективно были одинаковы. Единственное отличие заключалось в том, что при одних условиях они конкурировали друг с другом,  при других  сотрудничали. Таким образом, реальность состояла не в различии групп самих на себе, а в конструировании группами «реальности» взаимоотношений.  Другими словами, «конструирование реальности» служит основанием наших предпочтений (или, если хотите, предрассудков).

Большинство категорий определяется во взаимосвязи с другими категориями (Trier, 1931). Например, определение  «горячий» зависит  от определения «холодный». Не возможно полностью понять «ночь» до тех пор, пока не поймем, что такое «день».

 

обозначение цветов – предыдущая  |  следующая – содержание категорий

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление