Категоризация (продолжение)

Языки отличаются друг от друга по количеству  названий цветов. В каждом языке люди имеют примерно одинаковое название для обозначения черного и белого цветов или серого и белого оттенков. Вместе с тем, есть языки, в которых нет никаких других названий для обозначения цветов, кроме выше упомянутых. Если в языке существует три названия для обозначения цвета, то третий цвет будет красный. Если язык имеет четыре наименования, то дополнительным цветом после черного, белого и красного будет  либо желтый, либо зеленый. В языках, имеющих более обширный запас слов для обозначения цветов, появляются наименования коричневого цвета. Наконец в языках, имеющих самый обширный запас слов для обозначения цветов, включаются названия пурпурного (темно-красного или фиолетового), розового, оранжевого и серого цветов (Berlin, Kay, 1969). Рисунок 4-2 дает представление об этой последовательности. Эта последовательность обнаруживается в различных языках и оказывается соответствующей тенденции развития. Сначала дети выделяют черный и белые цвета, позднее научаются узнавать и выделять одиннадцать других базовых названий цветов – пурпурный, розовый, оранжевый   и, наконец, серый цвета.

– предыдущая  |  следующая –

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление

————————

Далее ксерокс рис 4-2 со стр. 90 кн. и перевод обозначений:

1 – черный – белый

2 – красный

3 – желтый – зеленый

4 – смесь желтого и зеленого (желто-зленый)

5 – синий

6 – коричневый

7 – пурпурный – розовый – оранжевый – серый

8  – рисунок 4-2

Берлин и Кэй (1969) обнаружили, что если язык имеет только два наименования цвета – это будут обозначения белого и черного цветов. Если язык имеет три наименования – дополнительный цвет будет красным. Если язык имеет четыре наименования цвета, то он будет включать также обозначение желтого или зеленого цвета, и т.д. Если в языке имеется обозначения более чем семи цветов, он будет включать наименования розового, пурпурного, оранжевого и серого цветов. Дети научаются распознаванию цветов в той же последовательности, что подразумевает нечто фундаментальное в отношении структуры цветов, показанной на данном рисунке.

————————————————————————–

Можно задать резонный вопрос, а какое это имеет отношение к социальному поведению? Ответ таков – дети формируют свои представления о социальном поведении в определенной последовательности – от простого к сложну.

Эта последовательность аналогична (или параллельна) последовательности «от простого к сложному» в распознавании цветов. Более конкретно, когда дети в начале категоризируют социальное поведение, они используют различия между положительными и отрицательными формами поведения (например,  я люблю тебя;  я ненавижу тебя). Затем они обучаются тому, что означает давать или не давать что-то другому (Foa, 1961). Например, они научаются различать, что означает давать (отдавать) любовь, что – получать любовь. Когда они становятся старше, у них формируются более сложные представления – категории в отношении различных форм социального поведения и выполнения семейных ролей (Fao, Triandis, Katz, 1966). Они научаются тому, как обмениваться различными видами основных ресурсов, которые показаны на рисунке 4-3.

——————–

Далее ксерокс рисунка со страницы 91 книги с обозначениями и далее перевод обозначений.

1-      отличительность

2-      любовь

3-      статус

4-      информация

5-      деньги

6-      товары

7-      обслуживание

8-      универсализм

9-      Конкретность

10-  Абстрактность

11-  Рисунок 4-3

Теория Фоа и Фоа в инетрпретации межличностных обменов (Foa, Foa, 1974)

————————————————————————-

Объяснение расположения ресурсов в таком порядке состоит в следующем. Такие ресурсы, как «любовь», «статус» и «информация» являются абстрактными категориями, а такие, как «обслуживание», «товары» (вещи) и «деньги» – конкретными. С другой стороны, такие ресурсы, как любовь, статус и обслуживание –  это отличительные ресурсы в том смысле, что мы при этом обращаем внимание на конкретного индивида, который предоставляет или получает их (например, если вы женщина, то для вас большая разница любите и вы Джона или Джорджа). Такие ресурсы, как деньги, информация и вещи – это универсальные ресурсы, поскольку вы можете давать деньги любому человеку (например, как это происходит при обмене валюты), давать информацию любому человеку (например, при помощи ТВ) или производить обмен товарами или вещами с различными людьми (например, продавать любому человеку, который платит). В целом нам безразлично, кто получает эти ресурсы до тех пор, пока получаем от них то, что считаем справедливым обменом (например, справедливое количество получаемых денег в обмен на товар).

категоризация – предыдущая  |  следующая – ассоциативные виды поведения

Триандис. Культура и социальное поведение. Оглавление