Методики нейропсихологического исследования детей (продолжение)

10.    Ассоциативные ряды. С помощью этой пробы изучается способность активного извлечения слов, возможность переключаться с одного слова на другое, а также с одной группы слов на другую. В пробу входит 3 задания: свободный ассоциативный ряд, актуализа­ция названий действий и актуализация названий растений. Первые два задания чувствительны, прежде всего, к сформированности функ­ций передних отделов головного мозга. Задание на актуализацию на­званий растений чувствительно также к состоянию функций задних отделов (переработка слуховой информации), так как в нем отража­ются номинативные трудности.

Процедура проведения пробы. Ребенок называет слова в соответ­ствии с инструкцией, время выполнения каждого задания ограничено 1 минутой.

1. Свободный ассоциативный ряд.

Инструкция: «Назови как можно больше любых слов [которые придут тебе в голову]. У тебя 1 минута. Начинай».

Если ребенок называет предметы окружающей обстановки, его просят закрыть глаза и продолжить называние (этот факт в протоколе фиксируется).

Если ребенок начинает называть автоматизированные ряды (дни недели, месяцы года, порядковый счет и т.п.), то нужно остановить ребенка и попросить называть другие слова.

  1. Актуализация названий действий.

Инструкция: «Называй любые действия… Ты знаешь, что такое действия? Вот, например, что ты сейчас делаешь?.. А что можно еще делать?»

Если ребенок начинает составлять предложения, то ему напоми­нают, что нужно называть отдельные действия.

  1. Актуализация названий растений.

Инструкция: «Называй любые растения. Какие ты знаешь рас­тения?»

Психолог фиксирует не только ответы ребенка, но и паузы, что позволяет оценить трудности включения и переключения, утомление.

  1. 11.    «Пятый лишний». Проба направлена на исследование вербально-логического мышления, возможности выделять категории и производить вербальные обобщения. Данная проба позволяет оценить ориентировочную деятельность и процесс принятия решений. Вари­ант материала взят из методики оценки словесно-логического мыш­ления ЛИ Переслени, Е.М. Мастюковой и Л.Ф. Чупрова (1990).

Процедура проведения пробы.

Инструкция: «Сейчас я назову тебе 5 слов: 4 из них чем-то похо­жи, а пятое — лишнее. Нужно найти лишнее слово». Слова зачиты­ваются. После ответа задается вопрос: «Почему это слово лишнее?».

Далее устно предъявляются остальные группы слов. Возможно дву­кратное предъявление ребенку каждого ряда слов.

Группы слов:

1) тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

2)  река, озеро, море, мост, пруд;

3)  Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля;

4)   курица, петух, орел, гусь, индюк;

5)  стол, ковер, кресло, кровать, табурет.

13.   Понимание смысла серии картинок. Задание является ча­стью пробы «Составление рассказа по серии картинок» и направлено на исследование способности правильно воспринимать содержание картинок, соотносить со знаниями об окружающем мире, выделять смысл серии картинок, объединяя их единым сюжетом. Выполнение пробы зависит как от функций программирования и контроля, так и от функций правого полушария (более подробный анализ пробы и описание процедуры см. выше).

Эта проба обычно предполагает раскладывание серии картинок. Однако и в том случае, если правильный порядок картин задан, напри­мер, при предъявлении серий картинок «Лягушки и аист» или «Наход­чивая девочка» или серий X. Бидструпа, необходимость выделения ключевых признаков, выдвижения гипотез об общем сюжете и контро­ля гипотез остается. В этом случае именно анализ содержания текста позволяет судить о сформированности как функций программирования и контроля, так и функций правого полушария (Белый, 1986).

3. Исследования функций блока приема, переработки и хранения информации

Переработка кинестетической информации

14. Праксис позы пальцев. Проба направлена на исследование кинестетической организации движений рук.

Процедура проведения пробы. Проба состоит из двух частей: 1) выполнение поз пальцев по образцу и 2) перенос позы пальцев с одной руки на другую без зрительного контроля.

1. Позы по образцу.

Инструкция: «Сейчас я покажу разные фигурки из пальчиков, а ты повторяй за мной».

После предъявления 5 поз для одной руки дается инструкция: «А теперь будешь делать другой рукой», – и предъявляются следующие 5 поз. Дошкольникам для облегчения пространственной перешифровки образец демонстрируется на противоположной, а не на одноименной руке. Каждая поза удерживается до ответа ребенка. Длительное рассматривание, как и поиск позы, фиксируется. Если ребенок предпочи­тает левую руку, то ему предъявляют позы сначала для левой руки, а затем для правой (с пометкой в протоколе о предпочтении левой руки).

2. Перенос позы пальцев.

Инструкция: «Сейчас я тебе буду складывать фигурки из пальчи­ков на одной руке, а ты складывай такие же на другой. Дай мне твою руку и закрой глаза». Сложив пальцы ребенка в позу и убрав свою руку, психолог спрашивает: «Ты понял, как лежат пальчики?» При ответе «да» психолог разглаживает руку ребенка и предлагает ему воспроизвести позу другой рукой.

Образцы поз:

«2-3» «2-5» «4-5» «2наЗ» «Зна2» «1+3» «1+4» «1+5»

Позы для правой руки: 2-5; 1+3; Зна2; 4-5; 1+4.

Позы для левой руки: 2-3; 1+3; 4-5; 2наЗ; 1+4.

Позы для переноса:

с правой руки на левую: 2наЗ; 1+5; [2-5; 1+4; 4-5].

с левой руки на правую: 1+3; З на 2; [4-5; 1+4; 2-3].

15. Оральный праксис. Проба направлена на исследование кинестетической организации движений артикуляционного аппарата.

Процедура проведения пробы. Психолог предлагает ребенку вы­полнять некоторые движения по речевой инструкции или при трудно­стях ее понимания по показу.

Инструкция: «А сейчас делай, что я тебя попрошу:

0. надуй щеки;
1-2. надуй одну щеку, а теперь другую;
3. вытяни язык иголочкой;
4. посвисти (достаточно, чтобы ребенок вытянул губы трубочкой);
5. пощелкай языком, как скачет лошадка;
6. поцокай, как взрослые делают, когда недовольны;
7-8. упри язык в одну щеку, а теперь в другую;
9. помести язык между верхней губой и верхними зубами и мед­ленно оближи зубы;
10. положи язык лопаткой (широкий распластанный язык непод­вижно лежит несколько секунд на нижней губе)».

Если ребенок не может выполнить задание по речевой инструк­ции, то психолог предъявляет ему образец. Дети не всегда охотно де­лают эту пробу, поэтому целесообразно хвалить ребенка перед пере­ходом на следующее задание, например, «Молодец!» или «Я вижу, что ты стараешься».

Фиксируется точность ответа и наличие поиска поз.

Инструкция для детей – предыдущая | следующая – Слуховое восприятие

Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чте­ния младших школьников

Консультация психолога при детско-родительских проблемах