Отбор испытуемых и их характеристика
Экспериментальная группа
Для отбора испытуемых мы использовали тест К.Янг, а также данные клинической беседы, опираясь при этом на такие рабочие критерии, как:
• регулярность использования Интернета: ежедневно;
• нефункциональность использования: бесцельное пребывание в Сети, не связанное с профессиональной деятельностью;
• наличие особых переживаний, связанных с Интернетом: особые ощущения при работе в сети; размышления о том, что происходит в Интернете в то время, когда пользователь находится оффлайн; ожидание следующего выхода в Интернет, планирование или проигрывание предстоящего выхода в сеть.
В результате было отобрано 30 испытуемых мужского пола в возрасте от 20 до 30 лет; 15 из них были отнесены по критериям К. Янг в группу высокой степени зависимости и 15 — в группу средней степени зависимости.
Средний возраст испытуемых составил 23,7 года, средний «стаж» использования Интернета — 5,1 года, регулярность использования Интернета — в среднем 3 часа в день. 16 испытуемых используют Интернет в основном для общения (чаты, ICQ, e-mail, онлайновые дневники), 13 — для поиска информации по тематике своих увлечений, чтения новостей из разных сфер, 1 — для участия в онлайн играх.
16 испытуемых имеют высшее образование (из них 2 в настоящий момент учатся в аспирантуре), 14 — среднее (из них 11 получают высшее образование в данный момент и 3 решили не продолжать обучение в ВУЗе). 19 испытуемых ориентированы на получение технического образования и 11 — гуманитарного. 22 испытуемых работают и 8 не работают (7 студентов и 1 безработный).
Контрольная группа
Для анализа некоторых результатов нами была набрана контрольная группа испытуемых, сопоставимая с экспериментальной по всем основным характеристикам и не склонная к Интернет-зависимости (критерием отбора в группу также послужил тест К. Янг).
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты исследования по методике TAS.
Средний балл, полученный в экспериментальной группе, составляет 69,3, что ниже критерия алекситимии, предложенного авторами методики (74 балла). Но поскольку авторы предупреждают о необходимости осторожной генерализации полученных ими критериев на другие клинические выборки (Алекситимия…, 1994), мы сравнили эти результаты с результатами контрольной группы испытуемых, где средний балл составил 59,1 (что сопоставимо с полученным при адаптации
График 1. Уровень алекситимии у Интернет-зависимых и у контрольной группы испытуемых
методики средним показателем алекситимии в контрольной группе здоровых испытуемых — 59,3 балла). Полученные различия являются статистически значимыми (по критерию Манна—Уитни, р = 0,008, Z = 2,648).
Итак, на основании полученных результатов можно говорить о повышенном уровне алекситимии у Интернет-зависимых по сравнению с контрольной группой испытуемых.
Кроме того, мы провели корреляционный анализ данных методики TAS с такими показателями, как возраст испытуемого, стаж и частота пользования Интернетом, и не обнаружили значимых связей с этими параметрами. Было также проведено сравнение результатов TAS в группах испытуемых с разной степенью зависимости (группы с высокой и средней степенью зависимости по тесту К. Янг), разным уровнем образования (высшим и средним), разным типом образования (техническое и гуманитарное), разным социальным статусом (работает человек или нет), но ни по одному из этих параметров значимых различий между группами обнаружено не было (по критерию Манна—Уитни). Таким образом, нарушение аффективной регуляции, проявляющееся в феномене алекситимии, характерно для Интернет-зависимых пользователей вне зависимости от их социально-демографических характеристик и особенностей опыта пользования Интернетом.
Результаты исследования по методике А.Е. Назаренко на распознавание эмоционально–выразительных движений
Распознавание символических поз и жестов
Как видно из табл. 2, 93,8% испытуемых в экспериментальной группе дали правильные ответы на карточки с изображением символических поз и жестов. Этот показатель ниже, чем в контрольной группе испытуемых (97,1%), но эти различия статистически не значимы (по критерию Манна— Уитни), поэтому можно говорить лишь о тенденции к снижению способности распознавать символические позы и жесты у Интернет-зависимых пользователей. По нашему мнению, это может быть связано с общим снижением у этой группы испытуемых способности распознавать невербальный язык коммуникации.
Таблица 2 Распознавание символических поз и жестов
№ и значение карточки | Правильные ответы, % | |
Интернет-зависимые пользователи | Контрольная группа испытуемых | |
1. «Ученик поднимает руку» | 97 | 100 |
7. «Дурак» | 93 | 100 |
8. «Фига» | 100 | 100 |
11. «Во!» | 97 | 93 |
17. «Рожки» | 100 | 100 |
18. «Нос» | 87 | 93 |
19. «Салют» | 83 | 93 |
Среднее значение | 93,8 | 97,1 |
Распознавание экспрессивных поз и жестов
На графике 2 отображено соотношение средних значений по разным категориям ответов экспериментальной и контрольной группы испытуемых.
Как показано на графике 2, испытуемые из экспериментальной группы в среднем давали меньше правильных, адекватных и эмоциональных ответов по сравнению с контрольной группой испытуемых. Причем различия между группами по всем трем категориям ответов статистически значимы (по
График 2. Распознавание экспрессивных поз и жестов
критерию Манна-Уитни): в группе Интернет-зависимых значимо меньше правильных ответов
(р = 0,000009, Z = -4,4302), адекватных ответов (р = 0,007, Z = -2,685) и эмоциональных ответов
(р = 0,000008, Z =-4,454).
межличностные отношения – предыдущая | следующая – распознавание эмоций
____________
Психологическая консультация Теперик Р.Ф. при интернет-зависимости