Яндекс.Метрика

Особенности сферы общения Интернет-зависимых пользователей (продолжение)

Для нас оказался неожиданным тот факт, что Интернет-зависимые испытуемые давали меньше адекватных отве­тов, чем испытуемые из контрольной группы, поскольку мы предполагали, что в силу трудностей распознавания эмоций Интернет-зависимые пользователи будут скорее прибегать к описанию действий, выполняемых персонажем, вместо обо­значения его состояния. Но полученные результаты говорят о том, что в случае Интернет-зависимости в целом снижена способность считывать невербальный язык другого человека: как его эмоциональную составляющую, так и значение. Кроме того, в этих результатах проявился тот факт, что Интернет-зависимые испытуемые меньше, чем испытуемые из кон­трольной группы, ориентируются на то, чтобы партнер по общению понял их как можно лучше. Так, ответы испытуемых из контрольной группы были более развернутыми, они зача­стую включали описание и эмоционального состояния персо­нажа, и ситуации, в которой может находиться персонаж, и даже его «собеседника». В то же время Интернет-зависимые пользователи давали короткие, порой не совсем понятные ответы вплоть до того, что приходилось уточнять, переспра­шивать, выяснять содержание ответа. То есть можно сказать, что Интернет-зависимые пользователи не только хуже счи­тывают невербальный язык партнера и не ориентируются на понимание его эмоционального состояния, но и сами не очень заботятся о том, чтобы быть понятыми собеседником.

Кроме того, мы попытались качественно проанализиро­вать снижение способности распознавать эмоции у Интернет-зависимых пользователей, для чего сравнили их ответы на каждую отдельную карточку с ответами контрольной группы испытуемых. В табл. 3 показано распределение ответов ис­пытуемых на карточки с изображением экспрессивных поз и жестов в двух группах испытуемых.

Статистически значимые различия между эксперимен­тальной и контрольной группой были получены по ответам на следующие карточки:

Таблица 3 Распознавание отдельных изображений экспрессивных поз и жестов

№ и значение карточки Ответы на карточки с изображением экспрессивных поз и жестов, %
Группа Интернет-зави­симых пользователей Контрольная группа испытуемых
пра­вильные ответы адек­ватные ответы эмоцио­нальные ответы пра­вильные ответы адек­ватные ответы эмоцио­нальные ответы
2. Угроза 13 80 23 27 93 73
3. Мольба 83 90 93 87 93 87
4. Досада 3 97 3 47 100 60
5. Ужас 3 60 17 53 93 73
6. Задиристость 7 73 30 27 93 53
9. Гордость 27 80 27 47 100 67
10. Гнев 13 93 13 67 100 80
12. Радость 30 93 30 73 100 67
13. Растерянность 17 77 57 40 100 67
14. Задумчивость 63 93 67 53 73 47
15. Горе 47 87 77 93 93 100
16. Страх 37 67 40 47 73 67
20. Озабоченность 3 87 33 20 80 47
21. Драка 33 70 33 60 87 60
22. Испуг с отказом 3 70 13 40 67 60
23. Испуг с защитой 30 70 37 40 87 60
24. Удовольствие 20 87 30 87 100 87

 

•   «угроза» (2): Интернет-зависимые испытуемые давали меньше, чем контрольная группа испытуемых, эмоциональных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,007, Z = -2,709);

•   «досада» (4): Интернет-зависимые испытуемые давали меньше и правильных (по критерию Манна—Уитни, р = 0,019, Z = -2,348), и эмоциональных ответов (по критерию Манна-Уитни, р = 0,002, Z = -3,07);

•  «ужас» (5): меньше и правильных (по критерию Манна— Уитни, р = 0,007, Z = -2,709), и эмоциональных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,002, Z = -3,07);

•  «гордость» (9): меньше эмоциональных ответов (по кри­терию Манна—Уитни, р = 0,03, Z = -2,167);

•   «гнев» (10): меньше и правильных (по критерию Манна— Уитни, р = 0,004, Z = -2,889), и эмоциональных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,0003, Z = -3,612);

•   «радость» (12): меньше и правильных (по критерию Манна—Уитни, р = 0,019, Z = -2,348), и эмоциональных от­ветов (по критерию Манна-Уитни, р = 0,047, Z = -1,986);

•   «горе» (15): меньше правильных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,011, Z = -2,528);

•   «испуг с отказом» (22): меньше и правильных (по крите­рию Манна—Уитни, р = 0,047, Z = -1,986), и эмоциональных ответов (по критерию Манна—Уитни, р = 0,011, Z = -2,528);

•   «удовольствие» (24): меньше и правильных (по крите­рию Манна—Уитни, р = 0,0003,

Z = -3,612), и эмоциональных ответов (по критерию Ман­на—Уитни, р = 0,002, Z = -3,07).

Из проведенного анализа видно, что Интернет-зависимые пользователи хуже, чем контрольная группа испытуемых, распознают как положительные, так и отрицательные эмо­ции, причем как базовые эмоции (ужас, гнев, удовольствие), так и более тонкие эмоциональные состояния (досада, гор­дость). На основании этого можно сказать, что у Интернет-зависимых в целом наблюдается не искажение, а именно сни­жение способности распознавать эмоциональное состояние другого человека.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о снижении у Интернет-зависимых пользователей способно­сти распознавать эмоциональное состояние другого человека по невербальным признакам. При этом снижена как точность распознавания эмоции и ориентация на восприятие эмоцио­нального состояния партнера по общению, так и в целом адек­ватность считывания невербального языка.

 

Результаты исследования по методике диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко

На графике 3 видно, что суммарный уровень эмпатии в контрольной группе испытуемых выше, чем в группе Интер­нет-зависимых, хотя эти различия статистически не значимы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

График 3. Уровень эмпатии у экспериментальной и контрольной групп испытуемых

 

как по суммарному показателю, так и по отдельным шкалам опросника (по критерию Манна—Уитни). То есть мы можем говорить лишь о тенденции к общему снижению эмпатиче­ских способностей у Интернет-зависимых пользователей, так как суммарный показатель этой группы (18,2 балла) попадает в группу заниженного уровня эмпатии по критериям, пред­ложенным автором методики.

Анализируя результаты по отдельным шкалам эмпатии, можно отметить, что различия между данными эксперимен­тальной и контрольной групп наиболее выражены по шкалам рационального и эмоционального канала эмпатии, причем степень этих различий приближается к значимому уровню (по критерию Манна—Уитни: р = 0,06, Z = -1,878 для рацио­нального канала и р = 0,051, Z = -1,950 для эмоционального канала). Поскольку рациональный канал эмпатии характе­ризует «направленность внимания, восприятия и мышления на состояние, проблемы и поведение другого человека», по­лученный результат согласуется с результатами по методике на распознавание эмоционально-выразительных движений, а именно с тем фактом, что Интернет-зависимые испытуемые не ориентируются на восприятие эмоционального состояния партнера по общению. Значит, Интернет-зависимые пользо­ватели в принципе не стремятся понять внутреннее состояние партнера по общению, не концентрируют свое внимание на этой составляющей образа партнера. Кроме того, у Интернет-зависимых снижена способность к эмоциональной отзывчи­вости, сопереживанию и соучастию к окружающим (эмоцио­нальный канал эмпатии), что также согласуется с тем фактом, что они в меньшей степени ориентируются на восприятие эмоционального состояния партнера по общению и плохо считывают это состояние.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о тенденции к общему снижению у Интернет-зависимых эмпатических способностей, и, в особенности, общей направ­ленности на состояние другого человека и способности к эмо­циональной отзывчивости и соучастию к окружающим.

алекситимия – предыдущая | следующая- эмпатия

вернуться к началу статьи

____________

Психологическая консультация Теперик Р.Ф. при интернет-зависимости