Яндекс.Метрика

Особенности сферы общения Интернет-зависимых пользователей (продолжение)

В связи со значимостью сферы общения в структуре фено­мена Интернет-зависимости мы поставили также задачу ис­следовать особенности системы межличностных отношений Интернет-зависимых и выявить характерный для них стиль взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, целью проведенной нами работы явилось исследование особенностей сферы общения и эмоциональной сферы Интернет-зависимых пользователей. В частности, мы сфокусировали наше внимание на выявлении элементов алек­ситимии у Интернет-зависимых, исследовании особенностей структуры их межличностных отношений и изучении уровня развития у них эмпатических способностей и коммуникатив­ных навыков (в том числе и умения распознавать эмоцио­нальное состояние партнера по общению по невербальным признакам).

В соответствии с поставленными задачами была разработа­на программа исследования, включающая следующие методы:

1. Клиническая беседа:

Нами использовалось структурированное интервью, позволя­ющее не только установить контакт и получить основные све­дения об испытуемом, но и выяснить специфику отношения человека к Интернету.

2. Тест на Интернет-зависимость, разработанный К. Янг и адаптированный В. Буровой (Лоскутовой).

Сумма полученных с помощью этого опросника баллов свидетель­ствует о степени зависимости испытуемого от Интернета и позво­ляет отнести его в группу низкой, средней или высокой степени зависимости.

3. Методика А.Е. Назаренко, направленная на распознавание эмоционально-выразительных движений.

Методический материал составляет набор из 24 карточек с изо­бражением эмоционально-выразительных поз и жестов, 7 из ко­торых содержат изображение символических жестов, и 17 — экс­прессивных (Назаренко, 1990).

Жесты из первой группы карточек (символические жесты) от­личаются произвольностью и фиксированным рисунком выпол­нения, и напрямую этот материал не позволяет решить задачу исследования способности считывать эмоциональное состояние другого человека. Но мы использовали эту группу карточек в ис­следовании, чтобы иметь возможность увидеть, не снижена ли у Интернет-зависимых пользователей способность распознавать общепринятые символические способы коммуникации, что по­зволило бы судить о степени и характере нарушения способно­сти считывать невербальный язык коммуникации, указав, какие именно компоненты невербальной коммуникации затронуты.

Особенностью второго набора карточек (экспрессивные жесты) является то, что жестовое выражение эмоционального состояния изображено схематично, не включает мимическое выражение и поэтому не предполагает однозначной интерпретации изобра­женного как выражения эмоционального состояния человека (По­ляков, Жирнова, 1988). Неопределенность ситуации усиливалась «глухой» инструкцией. В связи с этим оценка ответов произво­дится по трем параметрам: правильность (высказывание соот­ветствует эмоциональному содержанию данного жеста), адекват­ность (высказывание соответствует фактическому изображению, указывая на выполнение изображенным человеком каких-либо действий без упоминания его эмоционального состояния) и эмо­циональность (ответ содержит оценку эмоционального состояния изображенного человека вне зависимости от правильности этой оценки). Таким образом, данный компонент методики позволяет исследовать способность испытуемых распознавать эмоциональное состояние другого человека.

4. Торонтская Алекситимическая Шкала, предложенная Г.Дж. Тейлор с соавторами и адаптированная в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева (опросник TAS).

Разработанная на материале психосоматических, соматических и тревожных расстройств и адаптированная для невротических пациентов методика позволяет оценить уровень алекситимии в баллах и выявить алекситимичных (74 балла и выше) и неалекситимичных (62 балла и ниже) респондентов.

5. Методика диагностики уровня эмпатических способно­стей В.В. Бойко.

Методика основана на представлении об эмпатии как достаточно дифференцированной системе процессов. При оценке эмпатиче­ских способностей автор выделяет шесть субшкал: рациональный канал, эмоциональный канал, интуитивный канал, установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающая способность в эмпатии и идентификация. Опросник дает возмож­ность подсчитать баллы по каждой из субшкал, а также вычислить суммарный показатель эмпатии, позволяя выделить очень высо­кий, средний, заниженный или очень низкий уровень эмпатии.

6. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик (ДМО).

Методика предназначена для изучения стиля и структуры меж­личностных отношений и их особенностей, а также для исследо­вания представлений субъекта о себе, своем идеальном Я. По результатам опросника вычисляется выраженность каждого из 8 типов межличностных отношений: авторитарный, независи­мый — доминирующий, агрессивный, недоверчивый — скепти­ческий, покорно-застенчивый, зависимый, сотрудничающий, альтруистический. При этом выделяется низкая, умеренная, высокая и экстремальная степень выраженности отношений. Кроме того, при исследовании межличностных отношений часто выделяются два фактора: доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность; показатели по этим факторам рас­считываются по специальным формулам. Мы использовали методику ДМО для изучения особенностей стиля и структу­ры межличностных отношений, характерных для Интернет-зависимых пользователей.

7. Тест оценки коммуникативных умений, разработанный А.А. Карелиным (ТОКУ).

Поскольку понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только оценку собеседника, определение его сильных и слабых сторон, но и умение установить дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника и т.д., методика включает в себя два субтеста. Субтест I направлен, в первую очередь, на оценку способностей респондента терпимо относиться к высказываниям партнера и позволяет выделить уровень плохого, среднего, хоро­шего и очень хорошего собеседника. Второй субтест касается, в большей степени, способности слушать собеседника и манеры вести беседу и определяет высокий (62 балла и выше) и средний (около 55 баллов) уровень развития коммуникативных навыков.

саморегуляция – предыдущая | следующая – алекситимия

вернуться к началу статьи

____________

Психологическая консультация Теперик Р.Ф. при интернет-зависимости