/     /  
п.3. Влияние ситуации сложного лечения на динамику ВКБ (продолжение).

п.3. Влияние ситуации сложного лечения на динамику ВКБ (продолжение).

ВКБ на этапе хронического лечения гемодиали­зом: В адаптации больных к хроническому гемодиа­лизу можно выделить два периода, которые условно можно назвать периодом «общего недовольства» и «собственно адаптацией». В структуре ВКБ у боль­ных с неадекватной моделью ожидаемых результатов лечения на начальном этапе наиболее выражен пе­риод общего недовольства. В ВКБ у этих больных ве­дущим становится интеллектуальный уровень, кото­рый начинает определять содержание и других ком­понентов ВКБ — эмоционального и сензитивного главным образом. Сензитивный уровень максимально объективизирован, он строится не столько на основе собственных ощущений, сколько по данным анализов и оценкам врачей. Жалоб становится много, особенно частыми становятся жалобы на плохое самочувствие во время и после гемодиализа. Сами больные зача­стую объясняют их некачественным проведением ге­модиализа, обсуждают вопрос об индивидуализации лечения. Например, одна из больных (К) (наблюде­ние Т. Н. Муладжановой, 1983) говорит: «Нет необ­ходимости проводить мне длительный диализ по 5— б часов. Я набираю 800 грамм и поэтому нуждаюсь в трехчасовом гемодиализе. Необходимо же учиты­вать показания? Из меня выкачивают нужную мне жидкость. Зачем? Из-за длительных сеансов падает гемоглобин, нужно его наедать, а тем самым увели­чивается вес, и все больше нужен диализ. Замкну­тый круг. Врачи не знают ситуации больных». Эмоциональный уровень ВКБ у этих больных существенно изменяется. Они становятся раздражитель­ными и конфликтными. Начинают избегать обсужде­ния перспектив выздоровления и вопросов, связанных с прошлым и будущим. В «незаконченных предложе­ниях» резко уменьшается количество продолжений фраз, положительно характеризующих будущее, перс­пективы жизни (48% против 75% на начальном эта­пе гемодиализа). Возрастает количество фраз в от­рицательной оценкой будущего (23% вместо 2% ра­нее) . Интеллектуальный уровень ВКБ строится на ос­нове знания больных об особенностях гемодиализа, его возможных осложнениях и т. д. Критерием оцен­ки состояния являются показания специальных ис­следований и оценки врачей. Изменяется отношение к обстановке в отделении, режиму, поведению медицинского персонала. Боль­ные остро реагируют на малейшие замечания, выска­зывают различные претензии к действиям персонала. Вот примеры подобных высказываний: «Нужно дол­го просить, чтобы к тебе подошли», «Если утром спишь, то все равно разбудят в 7 часов, чтобы из­мерить температуру, как будто нельзя позже» и т. п. Следят за действиями персонала, ищут подтвержде­ния их «недобросовестности». Отношение к экспери­ментально-психологическому исследованию в этот пе­риод негативное. Больные задают вопросы о целях и смысле исследования, отмечают, что им непонятно, зачем все это нужно, отказываются обсуждать свое состояние и. проблемы, замыкаются в себе, дают фор­мальные ответы. В период «собственно адаптации» снова изменя­ются как содержание ВКБ, так и соотношение, удель­ный вес отдельных ее уровней. Содержание сензитивного уровня определяют жа­лобы на снижение умственной работоспособности, памяти, внимания. Часть больных при этом отмечают изменения характера — раздражительность, каприз­ность. Центром эмоциональной жизни становится операция по пересадке почки, в связи с чем все пробле­мы прошлой жизни теряют свою актуальность. От­ношение к операции при этом двойственное: с одной стороны, с нею связываются все надежды, с другой — операция страшит и тревожит. В «незаконченных предложениях» при этом возрастает количество фраз по теме «страхи и опасения» (24%). К гемодиализу больные при этом относятся как к уже привычной процедуре; просят психолога провести обследование, чтобы «скоротать время». Особенно ярко выраженной становится в этот пе­риод интеллектуальная часть ВКБ. Больные активно собирают информацию о болезни, удачных и неудач­ных операциях. Анализ состояния подчинен вероят­ности удачной пересадки почки. Возникают и новые критерии оценки. Больные начинают придавать боль­шее значение умению «держать себя в руках», «не раскисать», хорошему внешнему виду, сохранности интереса к жизни. Использование больными наиболее «выгодных» для себя критериев оценки состояния особенно наглядно выступает на следующем примере. Больная С. (мы обращаемся снова к наблюдениям Т. Н. Муладжановой, 1983) при первом обследовании считает (в методике Дембо — Рубинштейн) самыми больными тех людей, у «которых была неудачная пересадка, у кого сердечная недостаточность». Пов­торно больная была исследована после неудачной пересадки почки и возвращения к лечению гемодиа­лизом. Распределение оценок по шкалам при этом аналогично первому обследованию, однако больная использует другие критерии для этого: «Самые боль­ные, которые лежат, не двигаются, не общаются, им все безразлично». Рассуждения больных при оцени­вании себя по шкалам часто противоречивы, непосле­довательны. Например, одна из больных по шкале «счастье» относит себя почти к самым несчастливым и отмечает при этом: «Счастье — это здоровье... Но и до болезни не была счастлива, неудачная семейная жизнь, муж — алкоголик». В этот период общение больных с персоналом но­сит поверхностный характер, больные пытаются ис­пользовать его (как и психолога) для выяснения оценки врачом их состояния. Отношение к экспери­ментально-психологическому исследованию мотиви­руется прежде всего стремлением больных отвлечься от волнующих их мыслей по поводу предстоящей опе­рации. Они с интересом выполняют предложенные задания, вместе с тем избегают обсуждения вопросов о прошлом и будущем, отказываются от выполнения тех заданий, которые наталкивают их на размышле­ния па эти темы. уровень ВКБ - предыдущая страница|следующая страница - фрагментарное ВКБ Влияние хронической болезни на психику. Содержание.

Записаться на онлайн консультацию к психологу

Мартынов Сергей Егорович
Семейный психолог, психотерапевт, клинический психолог, преподаватель по психотерапии МГУ, МИПЗ
Малкина Кристина Игоревна
Семейный психолог. Сексотерапевт. Психодиагност. Арт-терапевт
Раманни Галина Алексеевна
Клинический психолог, детский и подростковый психолог, когнитивно-поведенческий психотерапевт, DBT-терапевт, психотерапевт
Гольм Мария Александровна
Клинический психолог
Щур Анастасия Евгеньевна
Психолог, психотерапевт
Шумай Екатерина Михайловна
Психолог
Аристова Влада Вячеславовна
Клинический психолог
Канушкина Алиса Романовна
Психолог, когнитивно-поведенческий терапевт, детский нейропсихолог
Демина Мария Дмитриевна
Клинический психолог, психолог-психотерапевт
Чепелюк Анастасия Андреевна
Психоаналитически ориентированный терапевт, клинический психолог, нейропсихолог
Кулаков Сергей Сергеевич
Клинический психолог, ведущий специалист-психолог с заключением для суда
Скорина Елена Петровна
Клинический психолог детский и взрослый, кандидат педагогических наук
Михайлова Анна Дмитриевна
Клинический психолог, психотерапевт
Алиева Лейла Мусаферовна
Психотерапевт, психолог
Оганезов Сергей Альбертович
Психотерапевт-сексолог, клинический психолог
Юзьвак Екатерина Григорьевна
Психотерапевт, психолог, психоаналитик
Копьев Андрей Феликсович
Клинический психолог
Ермушева Анастасия Алексеевна
Клинический психолог, психоаналитически ориентированный специалист
Александров Антон Сергеевич
Клинический психолог, психодиагност, детский нейропсихолог
Катунина Дарья Сергеевна
Психолог
Федченко Ирина Владимировна
Когнитивный психотерапевт, клинический психолог
Голова Екатерина Викторовна
Клинический психолог, телесно-ориентированный психотерапевт
Алякаева Мадина Фатовна
Клинический психолог, член ассоциации EMDR терапевтов
Зайцева Татьяна Евгеньевна
Детский клинический психолог
Крылова Наталия Николаевна
Клинический психолог
Берковская Наталья Викторовна
Психолог
Бучнева Полина Дмитриевна
Детский психолог
Арутюнов Эрнест Иванович
Клинический психолог, психоаналитический психотерапевт, тренер навыков DBT
Павлова Вселена Александровна
Психолог
Егиазарян Элеонора Александровна
Клинический психолог
Корзюкова Дарья Андреевна
Клинический психолог, член Ассоциации Когнитивно-поведенческой психотерапии
Чибисова Полина Алексеевна
Психолог
Телицына Юлия Вадимовна
Клинический психолог
Гоголаури Ирина Сергеевна
Психолог
Шувалов Валерий Алексеевич
Клинический психолог, патопсихология
Ольшанская Полина Алексеевна
Клинический психолог
Киселева Ольга Андреевна
Психолог
Моисеева Полина Алексеевна
Клинический психолог
Мартишина Ирина Сергеевна
Клинический психолог
Градскова Анастасия Андреевна
Психолог
Рассказова Елена Игоревна
Клинический психолог, психотерапевт

Контакты

м. Кузнецкий мост
м. Трубная
Адрес: Москва, Неглинная улица, дом 14/1А
Телефон: +7 (495) 260-04-69
Часы работы : 9:00 – 22:00 (без выходных и перерыва на обед)