ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
От имени одною из президентов конференции хочу приветствовать всех собравшихся с началом Второй международной конференции, посвященной памяти А.Р. Лурия. Здесь собрались те, кто интересуются научным наследием и личностью Я.Р. Лурия – и нас очень много. Я очень рада и этому.
Я вижу свою цель – как докладчика – отметить самое главное в творчестве Л.Р. Лурия, что привело нас сюда, что актуально и важно сегодня – через много лет после его ухода из жизни.
А. Р. Лурия – ученый с мировым именем, выдающийся психолог XX века, хорошо известный не только в России, но и в Европе, США, Канаде, Мексике, Японии, Бразилии, Китае и других странах. Ело научные груды переведены на многие языки мира и являются достоянием не только отечественной, но и мировой психологической науки. Как извести, наука не имеет границ. Русские ученые обогатили самые различные области мировой науки: физику, математику, химию, биологию и др.
А.Р. Лурия один из тех русских ученых, который внес огромный вклад в мировую психологическую науку. Отмечая 100-летие со дня рождения А.Р. Лурия, мы прежде всего отдаем ему дань уважения как выдающемуся ученому, прославившему русскую науку.
А.Р. Лурия многие годы работал в Московском университете. В МГУ он занимался и научной и преподавательской деятельностью. Он преподавал в МГУ с 1945 г. и до конца своей жизни. Он был одним из организаторов факультета психологии МГУ, создателем и руководителем первой в нашей стране кафедры нейро- и патопсихологии. Его имя входит в число имен знаменитых ученых, прославивших Московский университет. Мы чтим память А.Р. Лурия и как представителя первого и лучшего в России Университета.
А.Р. Лурия известен прежде всего своими работами в области нейропсихологии. Он – основоположник нейропсихологии нового типа (известной за рубежом как “русская нейропсихология”), которая возникла на стыке многих наук, прежде всего, психологии, медицины и физиологии. Луриевская нейропсихология является синтезом и гуманитарных (общественных) и естественнонаучных дисциплин (нейронаук).
Она тесно связана с именами крупнейших русских ученых: психолога JI.C. Выготского, нейрохирургом Н.Н. Бурденко и А.П. Коновалова, физиологов: И.М. Сеченова, И.П. Павлова, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина и ряда других. В создании нейропсихологии большое значение имело и то, что сам А.Р. Лурия был доктором и психологических, и медицинских наук. Луриевская нейропсихология подучила высокую международную оценку. Мировое признание имеют основные монографии А.Р. Лурия: “Высшие корковые функции человека” (1962), “Основы нейропсихологии” (1473), “Мозг и психические процессы” (1970), “Язык и сознание” (1979) и ряд других. Из более чем 600 научных работ, составивших научное наследие А.Р. Лурия, подавляющее большинство – по нейропсихологии.
Однако А.Р. Лурия – не только основоположник новой научной дисциплины, внесший в нее беспрецендентный вклад. Он создал новую научную нейропсихологическую школу, представители которой работают и у нас, и за рубежом. Мы чтим память А.Р. Лурия и как создателя новой оригинальной научной школы, получившей мировое признание. Как известно, далеко не всем крупным ученым удается оставить, после себя научную школу. У А.Р. Лурия было много учеников при жизни, и сейчас их количество увеличивается (что подтверждает и наша конференция).
А.Р. Лурия, как ученый, был многогранен. Он успешно работал не только в области нейропсихологии, но и в других областях психологической науки и, прежде всего, – в области общей психологии. В се русле он разрабатывал ряд принципиально важных методологических и теоретических проблем.
Как известно, А.Р. Лурия был соратником и последователем Л.С. Выготского. Совместно с Л.С. Выготским он участвовал в построении “новой психологии”, основанной на концепции культурно-исторического развития психики. Им – и теоретически, и экспериментально – разрабатывалась проблема социальной, общественно-исторической детерминации психических функций. На материале экспедиций в Среднюю Азию (в 1930-31 гг.) А.Р. Лурия экспериментально доказал, что структура различных- познавательных процессов (восприятия, запоминания, логического осмысления и др.) определяются прежде всего социальной средой (общественной, культурной, экономической, образовательной). У разных групп населения Узбекистана – в зависимости от различной социальной среды – познавательные процессы носили различный характер. Результаты, полученные в данных экспедициях, опубликованы им в монографии “Исторический анализ познавательных процессов” (1974). Эти исследования (а также работы, выполненные совместно с Л.С. Выготским на детях, живущих в различных социокультурных условиях) положили начало новому направлению психологической науки – “кросскультурной” или исторической психологии. В настоящее время оно получило интенсивное развитие, о чем свидетельствуют и материалы нашей конференции.
Помимо проблемы культурно-исторической, социальной детерминации и, психических функций, Л.Р. Лурия разрабатывал и ряд других общепсихологических проблем:
- проблему системной организации психических функций;
- проблему опосредствования высших психических функции знаками-символами (и прежде всего речью);
- проблему произвольной регуляции высших психических функции (и произвольного поведения);
- проблему соотношения языка и сознания;
- проблему аффектов, эмоций (в контексте психоаналитическом тематики) и ряд других.
следующая – вклад А.Р. Лурия
А. Р. Лурия и психология XXI века. Содержание