Яндекс.Метрика

РАЗДЕЛ VI НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 19. Методы нейропсихологического обследования высших психических функций в детском возрасте

19.1. Основные традиции современной нейропсихологической диагностики

Можно выделить три основных подхода в современной нейропсихо­логической диагностике.

Первый из них связан с именем А. Р. Лурия. Он берет свое нача­ло в 50-х годах прошлого века и получил широкое распространение в Европе. В его основе лежит синдромный анализ, в ходе которого раз­личные функциональные нарушения (симптомы) соотносятся с нейропсихологическими синдромами и с определяющими их неврологическими основами. В ходе диагностики пациент или выполняет, или не выполняет тесты, которые представляют собой элементарные зада­ния, предназначенные для выявления симптома.

Одной из проблем, которая возникает при этом виде диагностики, является то, что нет четкого критерия, характеризующего континуум представлений между патологическим и нормальным симптомами.

Тактика проведения обследования связана с обнаружением валид­ных и легко обнаруживаемых симптомов как индикаторов нарушен­ной функции и может строиться, в зависимости от этого, по-разному в каждом конкретном случае. Для выполнения такого вида нейро­психологической диагностики требуется наличие достаточно высо­кого уровня развития профессиональных навыков.

Отечественная нейропсихология в значительной степени связана с этой традицией нейропсихологической диагностики. Совокупность ис­пользуемых методик представлена в «Схеме нейропсихологического ис­следования высших психических функций», разработанной А. Р. Лурия.

Второй подход —психометрический, который наиболее энергич­но в тот же временной период развивался в Северной Америке, связан с именами В. Халстеда и Р. Рейтана.

Психометрические измерения способностей человека, проводив­шиеся в рамках общей психологии, были распространены на нейро­психологию, и это принесло хорошие результаты. Был создан ряд Ши­роко признанных батарей методик, с помощью которых исследуется большой диапазон психических функций, затем пишется заключение на основе детального распределения результатов с помощью психо­метрических методов.

В силу систематичности и полноты этот подход не всегда является эффективным для использования в ограниченном времени клиническо­го обследования и поэтому становится мало приспособленным (негиб­ким) для применения к пациентам с определенными расстройствами.

Сила подхода заключается в его валидности, обеспечиваемой пси­хометрическими методами, в то же время такой подход труден для адаптации к быстро меняющимся нейропсихологическим фактам и те­ории.

Для проведения диагностики достаточно наличия навыка работы с методиками, входящими в батарею тестов, сама же процедура оцен­ки результатов тестирования носит стандартизованный характер.

Для этой традиции характерно использование Батареи нейропси­хологических тестов Халстед — Рейтана, Нейропсихологической бата­реи Лурия — Небраска, Интеллектуальной шкалы Векслера для взрос­лых (WAIS) и др.

Третий подход можно обозначить как индивидуально ориентиро­ванный нормативный. Он ассоциируется с традициями британского эмпирического подхода, где проводится интенсивная работа по экспе­риментальной когнитивной психологии.

Здесь используются специфические тесты с психометрической стандартизацией, и в зависимости от ситуации они гибко комбиниру­ются при обследовании в соответствии с гипотезами об имеющихся у пациента трудностях.

Нейропсихолог проводит первичное скрининговое обследование или на основе отдельных текущих данных выдвигает гипотезу о на­личии некоторого дефицита, который затем исследуется с помощью процедуры индивидуального тестирования или описания отдельного случая. Такой подход эффективен, когда нужно сфокусироваться на от­дельном нарушении или точно подстроить обследование к конкрет­ным характеристикам нарушенной функции. Все это требует от нейропсихолога значительного уровня знаний и практических навыков для общей валидности обследования.

В целом, на практике, в том числе и при обследовании детей, нейропсихологи используют все эти три подхода в зависимости от конкрет­ных условий. В то же время можно сказать, что в некоторой степени сохраняются и перечисленные географические традиции.

 

особенности леворуких детей – предыдущая | следующая – обследование мозга детей

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога