Глава 6.1. Особенности генеза психических функций (зрительное восприятие)

Нейрофизиологические и поведенческие данные позволяют ответить на вопрос о механизмах формирования отдельных психических функ­ций с точки зрения созревания нервных центров, обеспечивающих ра­боту функциональных систем.

Основной путь формирования системной организации структур мозга характеризуется переходом от их генерализованного вовлечения к из­бирательному, функциональному взаимодействию нервных центров, каждый из которых специализированно участвует в осуществлении отдельных когнитивных операций (Бетелева Т. Г., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1990,1997, 1998; Безруких М. М. и др., 2002).

Происходит постепенная дифференциация работы мозговых меха­низмов, в ходе которой рядом расположенные области мозга (фраг­мент функциональной системы) сначала работают по генерализован­ному, общему принципу и лишь постепенно приобретают конкретную специализацию.

Согласно теории системной, динамической локализации высших психических функций, каждая мозговая структура отвечает за отдель­ное звено в функциональной системе. Если обратиться к генезу психи­ческих функций, то это означает, что по мере созревания мозговых структур формирование психических функций проходит путь от не­дифференцированного отражения окружающей среды к избиратель­ным восприятию и действию в этой среде. Отражаемое наполняется все большим содержанием, а действие начинает подчиняться отражаемому.

Каждая из мозговых структур, включенных в систему, по мере уве­личения ее функциональной активности (инициируемой соответству­ющими средовыми воздействиями) начинает все более избирательно выполнять свойственную ей функцию. Происходит становление спе­циализированных нервных механизмов, обеспечивающих адекватное отражение конкретных, определенных аспектов окружающей среды и действия в ней.

Свидетельства в пользу этого утверждения можно рассмотреть на примере формирования отдельных психических функций.

6.1. Зрительное восприятие

Принцип дифференциации хорошо просматривается при анализе формирования зрительного восприятия и функциогенеза связанные с ним мозговых структур. Такой анализ позволяет выявить взаимодей­ствие, существующее между усложнением психологической структу­ры психической функции и дифференциацией в функционировании различных зон мозга, показать, как появление специализации в зри­тельном восприятии соотносится с проявлениями специализации в функционировании соответствующих мозговых структур.

Специализация разных отделов зрительной коры и других зон моз­га, связанных со зрительным восприятием, происходит неодновремен­но и подчиняется принципу гетерохронии (см. главу 4).

Характеристики вызванных потенциалов в ответ на различные виды стимуляции свидетельствуют о том, что уже на 6-8 день жизни зритель­ная система может анализировать структуру зрительного мира. По­скольку вызванные потенциалы новорожденных детей строго локаль­ны, это позволяет предполагать, что сразу после рождения зрительная функция обеспечивается только одной проекционной корой.

В то же время постепенно начинает формироваться возможность восприятия отдельных зрительных свойств. К 3-4 месяцам ребенок выделяет желто-синий, а к 4-5 месяцам — красно-зеленый компонент цветового восприятия. С 3-4 месяцев проявляется способность раз­личать объекты по размеру.

В 6 месяцев в познавательную зрительную деятельность начинают вовлекаться височные и лобные области. Но они вовлекаются в со­вместную работу на качественно иной основе, чем у взрослых людей. К 8-месячному возрасту наблюдается качественный скачок в воспри­ятии формы объекта.

От года до 3-4 лет специализация корковых зон, вовлекаемых в вос­приятие, невелика, поскольку вызванные потенциалы в затылочной области и в области зоны ТПО сходны и начинают максимально раз­личаться к 6-7 годам. Анализ топографии вызванных потенциалов в заднеассоциативных отделах показал, что в 3 года они регистриру­ются во всех областях коры и имеют сходный характер, то есть на этом этапе развития отсутствуют дифференциация и специализация заднеассоциативных структур в зрительных операциях. Это означает, что они выполняют одну и ту же функцию, дублируют друг друга.

От 3-4 лет к 6-7 годам в зрительных областях происходят суще­ственные изменения, выражающиеся в их специализации в осуществ­лении отдельных зрительных операций. Предполагается, что начиная с 6-8 лет категоризация новых и знакомых стимулов осуществляется различными нейронными сетями.

Простейшие формы категоризации, опирающиеся на совокупность признаков, возможны в младенческом возрасте. Л. И. Леушина и др. (1982) отмечали наличие двух принципов разделительного анализа:

1)  анализ, основанный на полном описании объектов;

2)  и/или анализ, основанный на выборе информативного признака.

Первый принцип характерен, по имеющимся данным, для правого полушария, второй — для левого. Действительно есть данные, что у младенцев ведущая роль в зрительном восприятии принадлежит право­му полушарию, что, видимо, и обеспечивает присущий этому возрасту тип классификации. До 7-8 лет еще нет достаточного учета значимости воспринимаемой информации, ребенок затрудняется в выделении глав­ного, отвлекается на второстепенные признаки.

Более сложный тип категоризации, требующий сопоставления разных признаков объекта, выбор ведущего признака, реализуется с помощью левого полушария и формируется на более поздних этапах онтогенеза.

Осуществление зрелой формы категоризации, поданным, получен­ным с помощью вызванных потенциалов, коррелирует с созреванием левой лобной области, которая только в возрасте 10-16 лет берет на себя ведущую роль в классификации на заключительных фазах опо­знания. ‘Гак, в 10-11 лет происходят существенные изменения, связан­ные с учетом значимости стимула, восприятие начинает приобретать избирательный характер (Бетелева Т. Г., 1990; Фарбер Д. А. и др., 1997; Безруких М. М. и др., 2002).

Зрительное восприятие с начала своего формирования связано межфункциональными связями с другими, раньше формирующими­ся системами, например с моторной системой.

В 3-4-летнем возрасте наблюдается тесное взаимодействие зри­тельного восприятия и двигательных действий. Практические мани­пуляции с объектом являются необходимым фактором зрительного опознания. Образы, формирующиеся в результате взаимодействия рассматривания и ощупывания, носят еще фрагментарный характер, представление об объектах складывается либо на основе целостного описания, либо на отражении их отдельных свойств.

К концу дошкольного возраста зрительное и осязательное обследо­вание предмета становится более организованным и систематичным. Выделяемые признаки соотносятся между собой и целостным пред­ставлением объекта, что способствует формированию дифференци­ального и более адекватного сенсорного образа. При предъявлении вариантов рисунков людей и предметов количество незамеченных из­менений в 5-6 лет уменьшается по сравнению с 3-4 годами вдвое при предъявлении лица и втрое — при экспозиции предмета.

По А. В. Запорожцу, в дошкольном возрасте по мере накопления инди­видуального опыта снижается удельный вес ощупываний в зрительном восприятии и существенно преобразуются движения глаз. В 3-4 года движения глаз осуществляются внутри фигуры (это дает возможность опознания сложных, незнакомых предметов на уровне случайности 50 %). В 4-5 лет число движений внутри фигуры нарастает, сокращает­ся время фиксаций, обнаруживаются группы близко расположенных фиксаций на характерных признаках, достигаются более высокие пока­затели узнавания. В 5-6 лет появляются движения, прослеживающие контур фигуры, не охватывающие фигуру целиком. Но, несмотря на это, восприятие переводится на качественно иной уровень, вероятность узнавания достигает 100 %. У детей 6-7 лет при ознакомлении с новым предметом прослеживание по контуру включает всю фигуру.

На основе построения перцептивного образа при последующем вос­приятии предмета создаются условия для сопоставления этого образа с наличным объектом. Возможность формирования в старшем до­школьном возрасте сложных эталонов, включающих иерархическую структуру интегрированных признаков, облегчает процесс опознания и категоризацию на основе не только перцептивных, но и концепту­альных характеристик (общие свойства всех вариантов).

Интенсивное развитие мозолистого тела приходится на дошколь­ный возраст, и, по некоторым данным, существенные изменения в межполушарном взаимодействии отмечаются к 6-7 годам. В 5 лет, как в правом, так и в левом полушариях образуются функциональные объединения затылочных областей с заднеассоциативными, а темен­ных зон с переднецентральными структурами. В 6 лет на фоне уси­ления межполушарных функциональных связей затылочных и ви­сочных областей отмечается специализированное (по взрослому типу) вовлечение в выполнение заданий затылочных и заднеассоциатив- ных областей правого полушария и усиление их взаимосвязи с лоб­ной корой.

Несмотря на определенную незрелость системы зрительного воспри­ятия к концу дошкольного периода, участие проекционных и ассоциа­тивных корковых зон и их взаимодействие обеспечивают высокую разре­шающую способность перцептивной функции, возможность восприятия сложных объектов и выработку соответствующих эталонов. Дальней­ший «скачок» в развитии когнитивных функций происходит на более поздних этапах онтогенеза и связан с формированием функциональной специализации полушарий и их взаимодействия, являющихся важным фактором, обеспечивающим дополнительные возможности анализа и обработки информации (Фарбер Д. А. и др., 1988, 1990,1997).

 

проблема взаимодействия – предыдущая | следующая – праксис

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым