Память и учение
Учение (усвоение) в более узком смысле слова, в смысле намеренного запоминания, как психический процесс было подвергнуто многочисленным опытам и экспериментальным исследованиям. Оказалось (например, опыты Шардакова), что существует ряд условий, необходимых дта успешного запоминания.
Мы полагаем, что наибольшее значение из них имеют следующие:
1. Определение цели учения, мотивация. Если мы не знаем вообще для чего мы учимся, если единственным мотивом учения является страх перед наказанием или просто необходимость учиться, то результат будет незначительным. Но если мотивом учения будет интерес или интерес, связанный с дальнейшими перспективами, то результат учения будет хорошим и прочным.
2. Определение способа запоминания. Имеется разница в том, требует ли учитель дословного запоминания или запоминания сущности
3. Индивидуальный и коллективный способ учения. В качестве наи- более эффективного выступает комбинация индивидуального и коллективного способа учения в том смысле, что индивидуальный способ является лишь коррекцией ошибок, допущенных отдельным лицом, несмотря на коллективную совместную работу и критику.
4. В процессе запоминания необходимо сделать более интенсивной работу в середине запоминаемого материала, так как экспериментально было доказано, что наиболее легко запоминаются начало и конец а с большим трудом – средние части учебного материала (если они являются однородными – например, стихотворение).
Следовательно, здесь имеет место зависимость запоминания от распределения материала.
5. Если постепенно повышать сложность материала, то улучшается запоминание.
6. Эмоциональная предвзятость (интерес) необычайно влияет на запоминание.
7. Очень важно повторение и именно повторение с интервалами. Непрерывное повторение, «заучивание» вплоть до полного запоминания и экспериментально проявило себя как нецелесообразное и неэкономичное. Гак, например, при попытке запоминать длинное стихотворение ученикам 4 класса при обучении с непрерывным повторением было неся-ходимо 19 повторений, следующих одно за другим; и только 7 повторении, при повторении стихотворения 2 раза в день (см. рис. 22).
8. Оказалось что при небольшом объеме материала выгоднее учить его целиком (глобально), при больших объемах материала выгоднее учение комбинированное (глобальное с парциальным). Наименее подходящим является учение по частям (механическое, если, например, выучить первую часть стихотворения, потом другую и повторить, затем выучить третью часть и повторить все вместе и т. д.). Наиболее рациональным является такой способ, когда вначале распределяют материал и стараются запомнить его как единое целое при максимальной сосредоточенности и постоянном понимании связей и соотношений. Затем повторяют – по частям – самые существенные и самые трудные места и имеющие значения части и, наконец, повторяют весь материал целиком.
9. Одним из самых важных условий является учение с пониманием и созданием взаимосвязей и взаимоотношений между мыслями и понятиями, между содержанием отдельных частей усваиваемого материала.
10. Используем для учения наиболее подходящее время. Наилучшим временем для учения является дообеденное время и позднее послеобеденное время; что касается времени года, то следует отметить что в летний период работоспособность бывает понижена.