16.2. Задачи дифференциальной нейропсихологии детского возраста

Психическое развитие детей с нормальным развитием и детей с откло­нениями в развитии, не достигшими патологической формы, может рас­сматриваться в контексте индивидуальных вариантов нормального раз­вития. В этом случае они выступают объектом исследования в новой области нейропсихологии — нейропсихологии индивидуальных разли­чий, или дифференциальной нейропсихологии детского возраста.

Основной задачей дифференциальной нейропсихологии детского возраста является выявление индивидуальных и популяционных разли­чий между детьми и группами детей на основе анализа взаимосвязи меж­ду особенностями протекания психических процессов и морфофункциональными особенностями организации мозга на разных этапах онтогенеза.

Нейропсихологическое содержание этой задачи заключается в ис­следовании и описании типологии различий и изменений в структур­ных, динамических и содержательных характеристиках психических процессов в связи с изменениями морфофункциональной организа­ции мозга на разных этапах онтогенеза.

В дифференциальной нейропсихологии детского возраста может решаться ряд практических задач.

Первая — это выявление индивидуальных особенностей психи­ческого развития детей, обусловленных индивидуальной спецификой их мозговой организации, то есть получение данных, определяющих специфику развития и позволяющих осуществлять индивидуальный подход к ребенку в процессе обучения.

Вторая — выявление детей с субклиническими формами отклоне­ний в психическом развитии, которые нуждаются в профилактике ‘ил и специальной (неврологической, логопедической и др.) помощи для пре­дотвращения перехода этих отклонений в клинические формы.

Наконец, в связи с многообразием форм проявления непатологи­ческих форм отклонений в развитии возникает третья задача — их типологии и поиска основных факторов, лежащих за каждым из вари­антов отклонений в развитии психических функций.

Для исследования индивидуальных различий необходимы методы, которые были бы обращены одновременно и к биологической и пси­хической составляющей развития. К таким методам относится нейропсихологический синдромный анализ.

Обнаруживаемый при нейропсихологическом обследовании дефи­цит в выполнении заданий позволяет при помощи синдромного ана­лиза установить его связь с работой той или иной мозговой зоны и соотнести его с тем или иным синдромом, характеризующим разви­тие психических функций.

Особое значение для понимания механизмов, лежащих в основе фор­мирования психических процессов в дифференциальной нейропсихоло­гии детского возраста, приобретает сравнительный метод анализа дан­ных нейропсихологического обследования. Он предполагает сравнение результатов обследования ребенка со средними результатами одновозрастной популяции и результатами взрослого человека, сравнение резуль­татов обследования, полученных у детей разных возрастных групп.

психическое развитие в детском возрасте – предыдущая | следующая – отклонения психического развития

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

 

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога