Психическое развитие детей с нормальным развитием и детей с отклонениями в развитии, не достигшими патологической формы, может рассматриваться в контексте индивидуальных вариантов нормального развития. В этом случае они выступают объектом исследования в новой области нейропсихологии — нейропсихологии индивидуальных различий, или дифференциальной нейропсихологии детского возраста.
Основной задачей дифференциальной нейропсихологии детского возраста является выявление индивидуальных и популяционных различий между детьми и группами детей на основе анализа взаимосвязи между особенностями протекания психических процессов и морфофункциональными особенностями организации мозга на разных этапах онтогенеза.
Нейропсихологическое содержание этой задачи заключается в исследовании и описании типологии различий и изменений в структурных, динамических и содержательных характеристиках психических процессов в связи с изменениями морфофункциональной организации мозга на разных этапах онтогенеза.
В дифференциальной нейропсихологии детского возраста может решаться ряд практических задач.
Первая — это выявление индивидуальных особенностей психического развития детей, обусловленных индивидуальной спецификой их мозговой организации, то есть получение данных, определяющих специфику развития и позволяющих осуществлять индивидуальный подход к ребенку в процессе обучения.
Вторая — выявление детей с субклиническими формами отклонений в психическом развитии, которые нуждаются в профилактике ‘ил и специальной (неврологической, логопедической и др.) помощи для предотвращения перехода этих отклонений в клинические формы.
Наконец, в связи с многообразием форм проявления непатологических форм отклонений в развитии возникает третья задача — их типологии и поиска основных факторов, лежащих за каждым из вариантов отклонений в развитии психических функций.
Для исследования индивидуальных различий необходимы методы, которые были бы обращены одновременно и к биологической и психической составляющей развития. К таким методам относится нейропсихологический синдромный анализ.
Обнаруживаемый при нейропсихологическом обследовании дефицит в выполнении заданий позволяет при помощи синдромного анализа установить его связь с работой той или иной мозговой зоны и соотнести его с тем или иным синдромом, характеризующим развитие психических функций.
Особое значение для понимания механизмов, лежащих в основе формирования психических процессов в дифференциальной нейропсихологии детского возраста, приобретает сравнительный метод анализа данных нейропсихологического обследования. Он предполагает сравнение результатов обследования ребенка со средними результатами одновозрастной популяции и результатами взрослого человека, сравнение результатов обследования, полученных у детей разных возрастных групп.
психическое развитие в детском возрасте – предыдущая | следующая – отклонения психического развития
Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста