canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Сущность языковой способности человека. Концепция врожденной языковой способности.

Психолингвистические проблемы речевого мышления (продолжение)

8. «Естественное» и «социальное» в языковой способности человека

Исследования речевого мышления в психолингвистической тра­диции— отечественной и зарубежной — на современном этапе развития представлений о речевой деятельности и ее механиз­мах немыслимы без обращения к онтогенезу мышления и речи. Генетические корни мышления и речи, насколько это следует из данных генетической психологии [Пиаже, 1932; Выготский, 1956; Валлон, 1967], надо искать в предметно-практической деятельности ребенка. Однако обращение только к этому виду деятельности не дает полного объяснения тех сложных процес­сов, которые сопровождают или определяют когнитивное разви­тие [Брунер, 1974]. Последнее в большой степени зависит от развития не только практической деятельности, но и от дея­тельности речевой. Вот почему онтогенез речи — это ключ к пониманию онтогенеза мышления. Вот почему одной из самых актуальных проблем современной психолингвистики является проблема адекватного объяснения механизмов овладения язы­ком в детском возрасте. Помимо самостоятельного научного значения, решение этой проблемы связано с целым рядом иных задач — теоретических (выявление грамматической и семанти­ческой структуры языка; использование языка взрослыми; ис­торические изменения в языке; оптимизация обучения родному и второму языку; диагностика и лечение речевых нарушений и др.).

Удивительный факт овладения сложнейшей структурой язы­ка за 3,5—4 года давно привлекает внимание ученых. Обширнейшая литература по этой теме включает и теоретические работы, и экспериментальные исследования. Между тем проб­лема весьма далека от разрешения, и одна из причин этого — отсутствие единой методологической концепции в понимании и исследовании процесса овладения языком. Задачей данной статьи являются рассмотрение и критический анализ некоторых таких концепций, получивших по тем или иным причинам наи­большее распространение.

Весьма распространенной и пока еще не опровергнутой окончательно концепцией овладения языком является теория врожденных знаний. Наиболее определенно эту точку зрения выразил Н. Хомский. Подобные взгляды высказывали, напри­мер, Д. Макнейл, П. Меньюк и Э. Леннеберг [McNeill 1970; Menyuk 1969; Lenneberg 1967]. Теория врожденных знаний (или врожденных структур) не является цельной концепцией, которая имела бы какие-то фундаментальные подтверждения. Однако ее распространенность заставляет остановиться на ней подробнее и на основе ее анализа показать, в чем сущность заблуждений сторонников этой теории. Введенное Н. Хомским различение языковой способности и языковой активности («lin­guistic competence», «linguistic performance») явилось, безуслов­но, продуктивным, но именно его трактовка сущности языковой способности принципиально отличается от ее понимания в со­ветской психолингвистике.

Эта концепция Н. Хомского неоднократно подвергалась критике в работах зарубежных авторов, но сами аргументы против теории врожденных знаний также страдают отсутствием методологической платформы и слабостью позитивных предложений. Поэтому представляется своевременным рассмотреть эту теорию с позиций современной советской психолингвистики. Попытаемся определить, что такое языковая способность. Мы понимаем под языковой способностью многоуровневую иерархи­чески организованную функциональную систему, отражающую в обобщенном виде систему языка. Эта функциональная систе­ма и обеспечивает овладение и владение языком.

Прежде всего требует ответа вопрос относительно природы языковой способности: является ли она врожденной, биологиче­ской или социальной, приобретаемой и развивающейся только в процессе развития и социализации личности?

В рамках нашей задачи мы можем определить естественное, биологическое как все то, что дано человеку филогенетически, т. е. как наследуемую сумму основ и возможностей тех дея- тельностей, в результате которых возможно овладение объективной действительностью и ее отражением. Социальное — это то, что усваивается человеком в ходе онтогенетического разви­тия, т. е. структуры тех деятельностей, которые могут быть совершены в определенных (внешних и внутренних) условиях и в определенных формах для удовлетворения собственно чело­веческих потребностей.

Концепция врожденного, биологически наследуемого харак­тера языковой способности, казалось бы, находит подтверждение в фактах, полученных за последнее время в ряде областей науки, прежде всего в этологии, показавшей наличие инстинк­тивных, врожденных форм поведения животных (К. Лоренц). Кроме того, чрезвычайно интересными данными располагает экспериментальная физиология, где работами Н. П. Бехтеревой установлены своеобразные и очень сложные функции нейронов в речепроизводстве. Подобные факты как бы подтверждают правильность точки зрения относительно априорности языковой способности (компетенции), служащей предпосылкой употреб­ления языка. Однако исследования онтогенеза речи показывают именно социальный, а не врожденный характер языковой спо­собности человека. Указанные же факты раскрывают функцио­нирование физиологической основы речи, не говоря ничего относительно природы и развития языковой способности.

Разумеется, нельзя отрицать роли природных факторов в формировании языковой способности (место этих факторов – будет отмечено ниже). Однако быть основанным на чем-то и быть этим чем-то — разные вещи. Например, практически все­ми исследователями детской речи отмечается наличие гуле­ния — своеобразного «звукопроизводства» в первые месяцы жизни ребенка. Причем факты гуления отмечаются и у глухо­немых от рождения детей. Вместе с тем стадия лепета (следующая после гуления в онтогенезе речи) наступает только у слышащих детей. Механизм гуления, таким образом, посколь­ку он есть у глухих детей, является врожденным, однако он никогда не переходит в лепет, если отсутствуют воспринимае­мые на слух реакции взрослых, т. е. влияние социальной среды. Если гуление имеет аутогенный характер, то закрепление фо­нетики родного языка в лепете социально [Горелов 1976].

Лингвистика – предыдущая | следующая – Критика бихевиоризма

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика