8. «Естественное» и «социальное» в языковой способности человека
Исследования речевого мышления в психолингвистической традиции— отечественной и зарубежной — на современном этапе развития представлений о речевой деятельности и ее механизмах немыслимы без обращения к онтогенезу мышления и речи. Генетические корни мышления и речи, насколько это следует из данных генетической психологии [Пиаже, 1932; Выготский, 1956; Валлон, 1967], надо искать в предметно-практической деятельности ребенка. Однако обращение только к этому виду деятельности не дает полного объяснения тех сложных процессов, которые сопровождают или определяют когнитивное развитие [Брунер, 1974]. Последнее в большой степени зависит от развития не только практической деятельности, но и от деятельности речевой. Вот почему онтогенез речи — это ключ к пониманию онтогенеза мышления. Вот почему одной из самых актуальных проблем современной психолингвистики является проблема адекватного объяснения механизмов овладения языком в детском возрасте. Помимо самостоятельного научного значения, решение этой проблемы связано с целым рядом иных задач — теоретических (выявление грамматической и семантической структуры языка; использование языка взрослыми; исторические изменения в языке; оптимизация обучения родному и второму языку; диагностика и лечение речевых нарушений и др.).
Удивительный факт овладения сложнейшей структурой языка за 3,5—4 года давно привлекает внимание ученых. Обширнейшая литература по этой теме включает и теоретические работы, и экспериментальные исследования. Между тем проблема весьма далека от разрешения, и одна из причин этого — отсутствие единой методологической концепции в понимании и исследовании процесса овладения языком. Задачей данной статьи являются рассмотрение и критический анализ некоторых таких концепций, получивших по тем или иным причинам наибольшее распространение.
Весьма распространенной и пока еще не опровергнутой окончательно концепцией овладения языком является теория врожденных знаний. Наиболее определенно эту точку зрения выразил Н. Хомский. Подобные взгляды высказывали, например, Д. Макнейл, П. Меньюк и Э. Леннеберг [McNeill 1970; Menyuk 1969; Lenneberg 1967]. Теория врожденных знаний (или врожденных структур) не является цельной концепцией, которая имела бы какие-то фундаментальные подтверждения. Однако ее распространенность заставляет остановиться на ней подробнее и на основе ее анализа показать, в чем сущность заблуждений сторонников этой теории. Введенное Н. Хомским различение языковой способности и языковой активности («linguistic competence», «linguistic performance») явилось, безусловно, продуктивным, но именно его трактовка сущности языковой способности принципиально отличается от ее понимания в советской психолингвистике.
Эта концепция Н. Хомского неоднократно подвергалась критике в работах зарубежных авторов, но сами аргументы против теории врожденных знаний также страдают отсутствием методологической платформы и слабостью позитивных предложений. Поэтому представляется своевременным рассмотреть эту теорию с позиций современной советской психолингвистики. Попытаемся определить, что такое языковая способность. Мы понимаем под языковой способностью многоуровневую иерархически организованную функциональную систему, отражающую в обобщенном виде систему языка. Эта функциональная система и обеспечивает овладение и владение языком.
Прежде всего требует ответа вопрос относительно природы языковой способности: является ли она врожденной, биологической или социальной, приобретаемой и развивающейся только в процессе развития и социализации личности?
В рамках нашей задачи мы можем определить естественное, биологическое как все то, что дано человеку филогенетически, т. е. как наследуемую сумму основ и возможностей тех дея- тельностей, в результате которых возможно овладение объективной действительностью и ее отражением. Социальное — это то, что усваивается человеком в ходе онтогенетического развития, т. е. структуры тех деятельностей, которые могут быть совершены в определенных (внешних и внутренних) условиях и в определенных формах для удовлетворения собственно человеческих потребностей.
Концепция врожденного, биологически наследуемого характера языковой способности, казалось бы, находит подтверждение в фактах, полученных за последнее время в ряде областей науки, прежде всего в этологии, показавшей наличие инстинктивных, врожденных форм поведения животных (К. Лоренц). Кроме того, чрезвычайно интересными данными располагает экспериментальная физиология, где работами Н. П. Бехтеревой установлены своеобразные и очень сложные функции нейронов в речепроизводстве. Подобные факты как бы подтверждают правильность точки зрения относительно априорности языковой способности (компетенции), служащей предпосылкой употребления языка. Однако исследования онтогенеза речи показывают именно социальный, а не врожденный характер языковой способности человека. Указанные же факты раскрывают функционирование физиологической основы речи, не говоря ничего относительно природы и развития языковой способности.
Разумеется, нельзя отрицать роли природных факторов в формировании языковой способности (место этих факторов – будет отмечено ниже). Однако быть основанным на чем-то и быть этим чем-то — разные вещи. Например, практически всеми исследователями детской речи отмечается наличие гуления — своеобразного «звукопроизводства» в первые месяцы жизни ребенка. Причем факты гуления отмечаются и у глухонемых от рождения детей. Вместе с тем стадия лепета (следующая после гуления в онтогенезе речи) наступает только у слышащих детей. Механизм гуления, таким образом, поскольку он есть у глухих детей, является врожденным, однако он никогда не переходит в лепет, если отсутствуют воспринимаемые на слух реакции взрослых, т. е. влияние социальной среды. Если гуление имеет аутогенный характер, то закрепление фонетики родного языка в лепете социально [Горелов 1976].
Лингвистика – предыдущая | следующая – Критика бихевиоризма