Медицинская психология получила у нас за последние два десятилетия заметное развитие (эта тенденция к эволюции в той или иной степени отмечается и в других странах). От преимущественного интереса к тем или иным функциям и процессам (например, восприятию, вниманию, мышлению и др.) видна отчетливая направленность на изучение личности больного человека в се тесной связи с окружающим — прежде всего с кругом лиц повседневного общения. Проблемы общения, коммуникабельности, взаимоотношения, эмпатии, деятельности, включая мотивацию последней в системе ценностных ориентации, ставятся в центр внимания не только общими и социальными, но и медицинскими психологами (А. А. Бодалев, Б. Ф. Ломов, Е. В. Шорохова, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Е. С. Кузьмин, А. Е. Личко, А. В. Петровский, Г. М. Андреева, К. К- Платонов, П. В. Симонов, В. Я- Ядов и мн. др.). К сожалению, среди наших ученых-психологов еще мало специалистов, разрабатывающих эти психологические проблемы применительно к медицине. Правда, радует то обстоятельство, что растет число видных ученых клиницистов-интернистов, понимающих значение психологии для теории и практики медицины и предпринимающих усилия для ее развития. Это прежде всего Е. И. Чазов[1] и 3. И. Янушкевичус (кардиологи), Ю. М. Губачев, Е. И. Соколов и В. С. Волков (терапевты), В. Н. Герасименко (онколог), А. Ф. Билибин (инфекционист) и др. Удивительно мало видных отечественных ученых-психиатров, разрабатывающих проблемы медицинской психологии, хотя многие из них преподают сейчас этот предмет в вузах. За исключением В. Н. Мясищева и ученых бехтеревской школы, к которым следует присоединить А. Д. Зурабашвили, пожалуй, один О. В. Кербиков в свое время (1965) высказался в пользу применения психологических, социопсихологических и социологических методов в психиатрии. Имелись, конечно, отдельные суждения об этом и других известных советских психиатров [Канторович Н. В., 1965; Рохлин Л. Л., 1968; Мизрухин И. А., 1969; Зеневич Г. В., 1971; Полищук И. А., 1975; Рахальский Ю. Е„ 1978, и др.], но все они носили «эскизный» характер и чаще ставили вопросы, чем отвечали на них, проводя конкретные медико-социопсихологические исследования. Психиатрия (главным образом биологическая, особенно клиническая психофармакология) развивалась сама по себе, медицинская психология (главным образом патопсихология)—сама по себе. Лишь в самые последние годы ряд крупных советских клиницистов-психоневрологов приступили к разработке медико-психологических н медико-социологических проблем в психиатрии (Г. В. Морозов, В. В. Ковалев, А. Е. Личко, В. Е. Рожнов, \ Г. Амбрумова, В. К. Мягер, Б. Д. Карвасарский, Ц. П. Ко-роленко, E. Д. Красик и др.). Долгое время в нашей психиатрии (да и в медицине в целом) доминировал по сути биологический редукционизм, что мешало (и сейчас еще мешает) развитию системного подхода к проблеме здоровья и болезни человека. Теперь, когда во всем мире растет число так называемых стертых, атипичных, пограничных заболеваний, в том числе и психических, увеличивается интерес к изучению проблем стресса, кризисных ситуаций, экстремальных состояний, концепции предболезни, возрастает внимание врачей, физиологии и, конечно, психологов к роли психических факторов в развитии этих состояний и особенно к роли целостно-личностного реагирования в их профилактике и лечении (включая психологическую коррекцию, имеющую лечебную направленность). Человекознание, пользуясь терминологией Б. Г. Ананьева (1969), становится центральной проблемой современной науки вообще и медицины, которая, конечно, все больше и больше впитывает в себя «человеческое» (до сих пор «человеческое» было больше лозунгом, чем действием). В подтверждение этого уместно сослаться на недавнее высказывание известных советских методологов О. П. Щепина, Г. И. Царегородцева и В. Г. Ерохина (1981), полагающих, что до настоящего времени в медицине преобладает в основном организмо-центрический подход, который только начинает, правда очень медленно, уступать место эволюционно-экологическому (популяционному) подходу, неразрывно связанному с изучением психосоциальной сущности (или биопсихосоциальной — мнения отечественных философов тут расходятся) человека. Поэтому медицинская психология неразрывно связывается сейчас с новой нарождающейся наукой — медицинской социологии [Анохин А. М., 1980; Изуткин А. М., Петленко В. П., Царегородцев Г. П., 1981; Winter K-, 1975; Wieck H. et al., 1979], содержанием которой является изучение роли социальных факторов (демографических, экономических и др.) в развитии различных заболеваний. Некоторые авторы даже склонны издавать единые руководства, посвященные как медицинской психологии, так и медицинской социологии[2].
Существует много определений медицинской психологии. Это говорит о сложности ее понимания. Подавляющее большинство авторов считают медицинскую психологию частью психологической науки. Но можно полагать, что медицинская психология является в равной мере и медицинской наукой, частью медицины. Подобно тому, как, например, медицинская генетика является и медицинской, и биологической наукой или социальная психология является психологической и социальной дисциплиной одновременно. Трудно себе представить, как, не зная основ медицины, можно оперировать психологическими методами диагностики (что, увы, часто бывает) и тем более коррекции у постели больного и, наоборот, заниматься психотерапией, не зная психологии личности (что тоже встречается не так уж редко со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями). Вопрос, надо или не надо заниматься психотерапией, просто не может стоять перед врачом. Представитель любой медицинской профессии, имеющий общение с пациентом, так или иначе психологически на него влияет, и вопрос лишь заключается в том, чтобы делать это квалифицированно. К сожалению, тесный союз врачей и психологов — дело еще довольно редкое. Врач обычно занимается своей лечебно-диагностической работой (ставит медицинский диагноз, лечит — преимущественно биологическими методами, включая лекарственные, имея в лучшем случае смутное представление о функциональном диагнозе, плацебо-эффекте и, как правило, не владея современными методами психотерапии), а психолог занят своей деятельностью — исследует больного с помощью ряда экспериментальных или тестовых методик. В отрыве от работы врача (и всего персонала) такие исследования далеко не всегда приносят пользу, а иногда попросту бывают вредны, особенно тогда, когда не соблюдаются в процессе психодиагностики элементарные требования психотерапевтического подхода. Основная беда состоит в том, что врач и психолог, как правило, говорят на разных языках. Между ними нередко возникает непонимание и даже антагонизм, причины которого становятся предметом специального исследования некоторых зарубежных авторов [Bilikiewicz A., Jasiakiewicz U., Rodiewicz A., 1980; Schindler F., Berren M, Beigel A., 1981]. Зависит этот антагонизм не только от нежелания понять «язык» другой стороны,но и от авторитарной позиции многих врачей, часто активно сопротивляющихся попыткам медицинских психологов установить с ними равные партнерские отношения, а иногда и от неверного понимания психологами своей профессиональной роли. Психолог в большинстве медицинских учреждений по своему статусу до сих пор фактически приравнен к лабораторному работнику. От него требуется дать свой «анализ», который «подшивается» в историю болезни, зачастую без серьезного к нему внимания. Советов, как поступать с тем или иным больным в плане его личностных переживаний, мотиваций, ценностных ориентации, не говоря о регуляции ролевого поведения, у психолога врач обычно не спрашивает. Сплошь и рядом молодой необученный психолог и не в состоянии это сделать. Лечащий врач, исходя из житейских соображений, считает, что все “эти вещи” прекрасно сумеет сделать сам, без каких-либо помощников и консультантов в виде психологов. Консультанты, конечно, имеются, но это коллеги по профессии, врачи — прежде всего заведующий отделением, старший врач, профессор, представители других врачебных специальностей. Действенные партнерские отношения зависят, само собой разумеется, и квалификации как врачей, так и психологов, и в своей сфере знаний, и в смежных областях, а также от личностных особенностей партнеров.
_________________________
[1] «Психологический фактор отношения врача и больного,— писал недавно Е. И. Чазов (1981),— который не может быть учтен никакой электронно-вычислительной машиной, играет нередко не меньшую роль в построении диагноза, чем знания механизмов болезни или методов диагностики» [Чазов Е. И. Методологические аспекты диагноза заболевания.— Вести. АМН СССР. 1981, № 4, с. 45—49].
[2] Wieck H., Valentin H., Specht К. Medizinische Psychologie und medizi-nische Soziologie.—Stuttgart; New York, 1979.
патопсихология – предыдущая | следующая – личностная окраска расстройства
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание