Яндекс.Метрика

Глава 6. Восстановление устной экспрессивной речи

Глава 6. Восстановление устной экспрессивной речи

Речь — это психологический процесс передачи и приема информации, который пользуется средствами языка и выступает в двух формах деятельности: а) в передаче информации, или общении; б) в мыслительной деятельности в качестве орудия мышления. В первом случае речь выступает в двух процессах — в устной экспрессивной речи, представляющей собой путь от мысли к речи, и в устной импрессивной речи, реализующей путь от речи к мысли. Этот процесс в психологии называется пониманием речи.

В следующих разделах будут описаны нарушения и восстановление устной разговорной речи.

Устная разговорная речь опирается на два основных вида связи — на синтагматическую организацию, т. е. связность высказывания, и на парадигматическую организацию слов, вводящую слово в определенную систему значений (Лурия, 1975). Эти два вида организации речи, с одной стороны, тесно связаны и взаимодействуют друг с другом, а с другой — они могут проявлять в известной степени самостоятельность, независимость друг от друга. Исходя из этих представлений, известный современный американский лингвист Р. Якобсон высказал предположение, что все виды афазий могут быть разделены на два класса — нарушение связного высказывания, или синтагматической организации речи, и расстройства парадигматической системы языка (Goldstein, 1948). Он же и предположил, что нарушения этих двух видов организации речи будут возникать при поражении различных областей мозга. В работах А. Р. Лурии и его сотрудников эта мысль Р. Якобсона получила экспериментальное подтверждение. Оказалось, что поражения передних отделов речевых зон (заднелобных и премоторных отделов левого полушария) ведут к нарушению связности высказывания, т. е. его синтагматической организации, а поражения задних отделов речевой зоны  (постцентральных, височных и теменно-затылочных отделов) приводят к разным по своим механизмам нарушениям лексических кодов языка, т. е. к дефектам владения больными словом и всей системой его значений и связей.

При поражении передних отделов речевой зоны возникают дефекты контекстного использования слов или конструкции предложений. Поэтому в этих случаях грубее нарушается грамматика речи, больные теряют способность самостоятельно сформулировать предложения, высказывания. В одних случаях в силу нарушения внутренней речи возникает динамическая афазия, в других (при поражении нижних отделов премоторной зоны) — нарушение построения устного высказывания приобретает еще более специфический характер: основным страдающим звеном оказывается нарушение предикативности высказывания при сохранности номинативных его компонентов — это так называемый «телеграфный стиль». В третьих случаях возникает эфферентная моторная афазия, в основе которой лежат дефекты кинетической организации слов и патологическая инертность протекания нервных процессов.

Совершенно другие формы нарушения построения устной речи возникают при поражении задних отделов речевых зон коры головного мозга. В этом случае контекстная синтагматическая организация высказывания остается первично сохранной, однако нарушается использование парадигматически организованного лексического состава языка. При поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария возникают дефекты кинестетической организации слова и возникает синдром афферентной моторной афазии.

Поражение задней трети верхней височной извилины (зона Вернике) приводит к распаду «квалифицированного слуха», т. е. из-за нарушения фонематического слуха больные оказываются не способными к выделению существенных признаков речевых звуков, вследствие чего и возникает сенсорная афазия. Несмотря на различие этих двух форм афазии — моторной и сенсорной, — их объединяют два признака: а) первичное нарушение речи в обеих формах афазии возникает на одном и том же уровне организации речи — артикуляторно-фонематическом; б) для устной речи этих больных характерно наличие большого количества литеральных парафазии, что и свидетельствует о нарушении парадигматической стороны организации речи.

К этой же группе афазий относится и акустико-мнестическая афазия, в основе которой лежат факторы нарушения объема восприятия и слухоречевой памяти. У этих больных имеются большие трудности оперирования со словами: нарушены их повторение, актуализация в спонтанной и произвольной речи и т. д.

Поражение третичных теменно-затылочных отделов коры мозга приводит к синдромам семантической и амнестической афазий. В этом случае артикуляторно-фонематический (сенсомоторный) уровень организации речи остается сохранным, не нарушается и акустическое восприятие, патология затрагивает более высокий — семантический — уровень организации речи. При семантической афазии, в основе которой лежит нарушение симультанного восприятия речевой информации, в результате чего и нарушается парадигматическая система значений, нарушается понимание определенных словосочетаний и грамматических конструкций из-за дефекта понимания взаимосвязи слов. При амнестической афазии познавательные процессы теряют свою избирательность из-за дефектов гностической основы слова и из-за уравнивания возбудимости всех следов. Нарушение парадигматической организации словесных значений проявляется в замещении искомого слова другим, связанным с ним по значению или смыслу. Поэтому в речи этих больных много вербальных (но не литеральных) парафазии.

5.2. Аудиовизуальные методики (продолжение)– предыдущая  | следующая –  6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.