canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Применение аудиовизуальных методик. Особенности применения аудиовизуальных методик.

5.2. Аудиовизуальные методики (продолжение)

Иначе говоря, кино и магнитофонная методики при правильном и умелом их применении могут явиться важным средством объединения различных анализаторных систем в различных их сочетаниях, с одной стороны, и средством объединения различных уровней речевой системы — с другой, создавая тем самым новые функциональные объединения как основу восстановления пострадавшей функции и средством восстановления произвольной деятельности, свободы поведения и симультанного восприятия пространства и времени (хронотопа).

Далее, известно, что в структуру речевой деятельности входит обратная связь, т. е. контроль за собственной речью и пониманием обращенной речи. В норме обратная связь при речепроизводстве осуществляется одновременно.

В клинике афазий мы нередко обнаруживаем нарушения функции речевого контроля, т. е. больные с афазией по разным основаниям не всегда могут осуществить полноценный анализ ошибок собственной речи (произнесения и понимания слов, фраз, текста). В основе нарушения функции контроля, как правило, лежат специфические дефекты, характерные для той или иной формы нарушения (дефекты фонемагматического или кинестетического анализа звуков, дефекты переключения с одного элемента речи на другой и т. д.).

Однако наши собственные наблюдения дают основания предполагать, что функция контроля может нарушаться и вследствие изменения динамики вербального процесса.

У больных с афазией с преимущественно сосудистой и травматической этиологией заболевания значительно изменено время, необходимое для переработки и удержания в кратковременной памяти вербальной информации при ее декодировании, а также и при речепроизводстве. Поэтому прием увеличения паузы между стимулом и требующейся ответной реакцией нередко приводит к улучшению речевой продукции у больных с динамическими, но неспецифическими нарушениями речи.

Разработанные нами аудиовизуальные методики позволяют создать условия для осуществления самостоятельного контроля больного за собственной речью. Речь больного записывается на магнитофонную пленку, а затем дается ему для прослушивания с оптимальным для каждого больного объемом материала, паузами в тексте, общим временем подачи материала. В подобных случаях магнитофон позволяет подобрать оптимальные временные параметры и объем вербального материала, доступные для непосредственной переработки, т. е. возможности активного его анализа и понимания.

В случаях височных форм афазии, при которых первично нарушается понимание речи и, как следствие дефектов динамики речевых процессов, нарушается речевое внимание, с помощью одновременного использования кино и магнитофона можно восстановить способность к концентрированному речевому вниманию. В случаях грубых форм нарушения понимания речи использование интонационно-мелодического компонента текста при опоре на соответствующие сюжетные кадры кино позволяет не только восстановить вербальное внимание больного, снять логоррею, но и создать условия для восстановления понимания сначала общего смысла, а затем и конкретного значения текстов, фраз, слов. Возможность многократного возвращения к одному и тому же звучащему тексту (фразе, слову) и активное сопоставление интонации, звучания и значения создают дополнительные условия для достижения эффекта.

«Магнитофонный метод» использовался для восстановления понимания речи у больных с сенсорной и акустико-мнестической афазией. Методика состояла в следующем. На магнитофон записываются определенные тексты, отвечающие ряду параметров, причем разных на разных этапах восстановительного обучения. При отборе вербального материала учитывались следующие параметры: 1) длина текста (количество предложений); 2) степень сложности грамматических конструкций и их частотность; 3) частотность слов, включенных в текст; 4) фонетическая сложность и длина слов; 5) знакомость слов; 6) эмоциональная окраска содержания текста.

Изменения шли по линии усложнения параметров (увеличения длины текста, усложнения его грамматической стороны, снижения частотности слов, усложнения фонетической структуры слов и т. д.).

Подобная работа обычно предваряет основную — по преодолению центрального специфического дефекта, так как она позволяет снять динамические расстройства, установить возможность речевого контакта с больными с грубой степенью выраженности височных форм афазии, но может применяться и как основная при правильном использовании всех описанных методов.

Экспериментальное применение описанных методик в практике восстановительного обучения показало их высокую эффективность.

Психологическая сущность аудиовизуальных методик заключается в следующем. Прежде всего, эти методики позволяют включить больного в привычную сферу деятельности, а специальный подбор материала и музыкального сопровождения создает условия для создания положительного эмоционального фона у больных. Далее, эти методики, позволяя учитывать индивидуальные особенности личности, интересы, а также и вербальные возможности, становятся важным средством для растормаживания речи и речевой деятельности. Эти методики восстанавливают помимо вербальной и общую активность больного, вырабатывают самостоятельность в его речевом и неречевом поведении.

Важнейшей особенностью этих методик является возможность с их помощью объединить в работе все сохранные звенья различных анализаторных систем, а также и разные уровни, на которых осуществляется речевая деятельность, включив их в особую активную деятельность больного.

Важным моментом является и возможность с помощью этих методик варьировать состав звеньев, включаемых в речевой процесс (зрение и слух, слух и речедвижения, речедвижения и зрение, речедвижения, зрение и слух и т. д.), в зависимости либо от формы нарушения речи, либо от тех конкретных задач, которые ставятся в процессе обучения.

Наконец, значение этих методик заключается в возможности создания наиболее оптимальных условий для активного контроля больных за восстановлением речи, а также и в возможности самостоятельного заочного обучения.

5.2. Аудиовизуальные методики (продолжение)– предыдущая  | следующая –  Глава 6. Восстановление устной экспрессивной речи

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика