Яндекс.Метрика

5.2. Аудиовизуальные методики (продолжение)

Об изменениях нейродинамической стороны протекания психических процессов как возможном неспецифическом механизме нарушения речи и других психических процессов говорят и наши собственные экспериментальные данные. Исследования зрительного восприятия у больных с афазией показали, что в некоторых случаях у них обнаруживается повышенная инертность зрительных представлений, что приводит к ошибкам зрительного запоминания (узнавания и воспроизведения) предъявленного материала (предметных картинок, геометрических фигур и т. д.). Ускорение подачи инструкций или их нечеткость (в произношении, в содержании), ускорение и нечеткость диалога — вопросов и ответов приводят к резкому снижению понимания обращенной речи при моторных и семантической формах афазии.

Все эти расстройства динамики высших психических процессов осложняют клиническую картину проявления дефекта, затрудняют квалификацию основных симптомов нарушения, т. е. нейропсихологический синдромный анализ дефекта, его топический диагноз и выбор нужных методов восстановительного обучения.

Исходя из этих положений, нами была предпринята попытка разработки таких методов восстановительного обучения, которые, помимо воздействия на специфические механизмы нарушения, могли бы оказывать влияние на преодоление динамических расстройств психических процессов, и прежде всего речи. Уже приведенные выше приемы могут быть использованы в восстановительном обучении при работе над восстановлением понимания речи, слухоречевого восприятия и памяти, зрительно-пространственного восприятия и называния предметов и т. д. Нами была разработана и группа специальных аудиовизуальных методов. Такими методиками явились магнитофонная и кинометодика, описанные ниже. Нам представляется, что эти аудиовизуальные методики отвечают задачам восстановительного обучения, направленного на преодоление как специфических, так и неспецифических дефектов психических функций путем создания новых функциональных систем на основе сохранных анализаторов, с одной стороны, и создания оптимальных условий осуществления пострадавшей функции — с другой.

Приведем примеры. Метод просмотра больным кинокадров с одновременным прослушиванием соответствующего кадрам текста с магнитофона активно включает в работу зрительный и речеслуховой анализаторы и способствует восстановлению устной речи при моторных формах афазии. А метод озвученного чтения (синхронное чтение и прослушивание текста), включая в работу речеслуховой анализатор, с одной стороны, и уровень значения слов — с другой, способствует восстановлению зрительного восприятия букв, преодолевая тем самым оптический дефект в чтении или моторные нарушения в устной речи.

Эффективным является конфликтный метод — метод несоответствия между содержанием предъявляемого кадра и его озвучиванием (содержанием текста). Этот метод «отрицательного подкрепления» помогает преодолеть «речебоязнь» хронических афатиков, восстановить готовность к речи.

Метод активного самостоятельного озвучивания больными каждого кадра и фильма в целом с последующим активным контролированием текста является эффективным средством восстановления активности речи и ее правильности, лексики, грамматики и т. д.

Метод просмотра диафильма, озвученного диктором в сопровождении музыки, позволяет создать нужный эмоциональный фон в работе больного, с одной стороны, и актуализировать связи более высоких уровней речи с более низкими — с другой.

Музыкальное сопровождение текста создает оптимальные условия для восстановления речи — говорения и понимания.

Психологическая сущность кинометодики (и ее эффективность) заключается, во-первых, в переводе восприятия материала из симультанного в сукцессивный и в увеличении тем самым времени на анализ и понимание воспринимаемого материала, в возможности возврата к предыдущим кадрам для сверки гипотез своего решения, в совмещении содержания, которое несут кадры. Во-вторых, продуктивность этой методики заключается в ее специфике — в движущихся кадрах, воспроизводящих некое событие, содержание, их последовательное появление в зрительно-пространственном поле, в сукцессивности и динамике зрительного ряда, во взаимодействии между отдельными элементами движущегося ряда, в их последовательном объединении в единое целое содержание, несущее информацию и смысл в невербальной форме. Эти и другие характеристики кинометодики принципиально отличают ее от статичности и изолированности отдельных сюжетных картинок. Важным является не только единство временного и пространственного полей восприятия информации, но и целостность смысла, передаваемого с помощью движущихся кинокадров.

Это способствует восстановлению хронотопа у больных (с афазией, агнозией, амнезией и нарушениями других ВПФ), у которых он нарушен. В одних случаях нарушена временная составляющая (поражение передней речевой зоны), в других — пространственная (поражение задних афферентных зон коры головного мозга). Все это приводит к актуализации готовности больного к речи и постепенно к вербализации видимого ряда.

Сопровождение показа фильмов (диафильмов и др.) соответствующим кратким и четким текстом, правильно и хорошо интонированным, ритмизированным, приводит к симультанной совместной работе слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов. Такая работа выводит больного из малого пространства деятельности, общения в большое пространство. Опыт показывает, что больные с трудом переходят от привычного житейского учебного пространства: стол — учитель — учащийся. Именно поэтому надо начинать работу с большого пространства — зрительного, слухового и пространственного видов восприятия, увеличив тем самым ощущение большого пространства деятельности больного, создав большую свободу передвижения (по комнате) и в процессе восприятия кинокадров.

5.2. Аудиовизуальные методики – предыдущая  | следующая –   5.2. Аудиовизуальные методики (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.