Menu

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии

6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии Выше было показано, что моторная афазия не представляет собой однородную группу речевых расстройств, что в ее основе лежат совершенно различные нейрофизиологические, психофизиологические и психологические механизмы, и локализация поражений мозга, при которых возникают моторные афазии, расположена в различных речевых зонах (см. рис. 3, 4). Современная физиология рассматривает двигательные процессы не только как эффекторные акты, по предположению П. Брока и его современников. Фундаментальные исследования Л. А. Орбели, А. К. Анохина, Н. А. Бернштейна показали, что организация двигательного акта содержит афферентное (настраивающее) и эфферентное (реализующее) звено, причем каждое из них имеет свою особую функцию в организации движений. Экспрессивная речь, представляющая собой сложный двигательный акт, включает в свой состав (на уровне ее моторной организации) систему афферентных синтезов, создающих нужные материальные схемы артикуляций, и систему эфферентных аппаратов, реализующих речь и позволяющих превратить ее в плавно протекающий кинетический процесс. Этот процесс и нарушается при поражении передних отделов моторно-речевой зоны — зоны Брока (44-е поле). Главный дефект проявляется в утрате возможности быстро и плавно переключаться с одного звена артикулируемой речи к последующему; патологическая инертность, возникающая в этих случаях в речевых зонах двигательной коры, может привести здесь к тому, что больной, хорошо произносящий отдельный звук, не может перейти к последующему и вместо этого либо продолжает артикулировать прежний звук, либо дает контаминацию (сплав) пред-шествующего звука с нужным. В результате таких дефектов нарушаются динамические схемы произносимого слова и возникает эфферентная (или кинетическая) моторная афазия. Артикуляция отдельных звуков остается здесь потенциально сохранной, все трудности у больных с этой формой моторной афазии начинаются, как только больные переходят к произнесению серии звуков-слогов, слов и тем более фразы, где необходимо своевременное и точное переключение с одного элемента на другой. Нарушение механизмов переключения с одной двигательной программы на другую приводит к распаду «кинетической мелодии» речи, проявляющемуся в персеверациях, эхолалиях, препятствующих нормальному, плавному речедвигательному акту. Непроизвольная, автоматизированная речь при этой форме афазии остается более сохранной. Только при эфферентной моторной афазии имеет место симптом трудности включения в активную речь. Больные при попытке спонтанного высказывания, при поиске ответной реплики в диалоге и т. д. не могут начать фразу. Как только больному произносят первое слово искомой им фразы, эта трудность исчезает и он может произнести фразу целиком. Описанный дефект проявляется и заметен лишь в случаях средней и легкой степени тяжести афазии, в грубых случаях этот симптом маскируется общей грубой картиной нарушения речи. Центральная задача обучения при эфферентной моторной афазии состоит в преодолении инертности в речевом процессе. Целью является восстановление устной речи, письма и чтения, т. е. восстановление вербальных форм коммуникации. Эта задача может быть реализована решением ряда конкретных задач: а) общего растормаживания речи; б) преодоления персевераций, эхолалий; в) восстановления общей психической активности больного и его вербальной активности. Первая стадия обучения. Задача на этой стадии обучения заключается в восстановлении у больного способности активного выделения и произнесения слов или ряда слов из Упроченных и автоматизированных речевых рядов. Целью является снятие грубых персевераций, эхолалий, растормаживание речи. В этих случаях применяются такие методы обучения, которые способствуют переводу речи больного на произвольный уровень, т. е. на первой стадии больного обучают осознанию своей речи и произвольному говорению, произвольный, осознанный способ говорения может создать необходимые условия для преодоления персевераций. Это же задаче служит и второй метод — переключение сознание больного с произносительной стороны речи на ее смысловую сторону. Методы растормаживания речи Восстановительное обучение больных с эфферентной моторной афазией начинается с методов общего растормаживающего влияния на речевые механизмы. Однако уже на этой стадии обучения при эфферентной моторной афазий центральной задачей является активное выделение отдельных слов из привычных, упроченных в прошлом опыте речевых рядов. Это умение отрабатывается в процессе постепенного выполнения следующей системы методов, или «системы приемов?" 1. Прием повторения. Способы повторения: а) сопряженный (совместный с педагогом, логопедом); б) сопряженно-отраженный; в) отраженный. Эти способы повторения? речи (слов, фраз) в начале обучения применяются не одновременно, а строго последовательно. Повторение должно быть достаточно медленным, напевным, протяжным. Психологический смысл этой процедуры заключается в том, что она увеличивает время повторения (т. е. произнесения), в произносительный акт включается дополнительная характеристика речи — напевность, выступающая в качестве дополнительной опоры для преодоления персевераций.

глава 6. Восстановление устной экспрессивной речи- предыдущая | следующая - 6.1. Методы восстановления речи при эфферентной моторной афазии (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

   
Наверх