canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Восстановление речи при афазии. Понимание речи и особенности организации восприятия для восстановления речи при афазии

3.3. Итоги. Общие методические рекомендации

3.3. Итоги. Общие методические рекомендации

Эти новые данные об афазии (Цветкова, 2002) позволяют рассматривать ее, во-первых, как системное нарушение собственно речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи: психологические — сенсомоторный и семантический; лингвистические — слово, предложение, текст; разные уровни ее реализации — произвольный и автоматизированный; все ее формы и виды. Во-вторых, афазию следует рассматривать в тесной взаимосвязи и взаимодействии с другими ВПФ, и прежде всего с восприятием, предметными образами-представлениями, памятью, мышлением и др., поскольку афазия приводит к дезинтеграции всей психической сферы. Афазия и ее проявления зависят и от эмоционально-волевой сферы больного, его личности, личностной реакции на дефект и т. д. Афазию нельзя рассматривать только как изолированный дефект речи, вне ее связи со всей психической сферой, состояние которой влияет на степень выраженности и форму проявления афазии, а также и на эффективность ее преодоления. Афазия — это многофакторное явление, включающее в свою структуру, по крайней мере, четыре составляющих: 1) нарушение собственно речи и языка; 2) связь с нарушением других психических процессов; 3) изменение личности, ее структуры, самосознания и самоощущения и ее связи с речью; 4) личностную реакцию на дефект.

Таким образом, кратко уточнив психологическое содержание афазии, можно дать следующее ее рабочее определение. Афазия — это системное нарушение речи (ив некоторых случаях языка), возникающее при органических поражениях мозга разной локализации, отчего и возникают разные ее формы. Афазия охватывает разные уровни организации и реализации речи, связана с другими психическими функциями, приводит к изменениям личности больного и к дезинтеграции всей психической сферы, проявляющейся, прежде всего, в нарушении коммуникативной функции речи.

Восстановительное обучение должно исходить из этого определения, и его методы должны быть направлены и воздействовать не только и не столько на собственно речь, но и на другие психические процессы, связанные с речью, и на ее социальные аспекты.

Мы видим, что эти новые данные, кратко изложенные, дают основу для нового построения восстановительного обучения и разработки адекватных технологий преодоления афазии. При анализе афазии и при определении путей и методов ее преодоления необходимо исходить, прежде всего, из уровневого построения этого сложного патологического образования. Методы восстановительного обучения и в целом нейропсихологическая реабилитация больных с афазией должны соответствовать не только форме афазии, но и тому уровню в ее организации, который пострадал, соответствовать и степени нарушения речи и других ВПФ, личности и эмоционально-волевой сфере больных.

Полученные данные послужили основой для разработки ряда новых методов восстановления речи при афазии (номинативной функции речи, предметной отнесенности слова, понимания речи и др.), направленных, в первую очередь, на восстановление предметных образов — их точности, богатства, подвижности, с одной стороны, и на восстановление речевой организации предметных образов — с другой (Цветкова, 1972а, б, в; Цветкова, Калита, 1973, 1974; Калита, 1974; Цветкова, Сиволапов, 1983).

Далее, при восстановлении понимания звучащей речи необходимо организовывать ее восприятие: сужать объем подаваемого материала, снижать темп подачи, опираться при этом на семантику, т. е. увеличивать сукцессивность восприятия.

1. Это стало возможным, так как было показано, что акустико-мнестическая афазия прежде всего связана с дефектами процесса восприятия зрительной и акустической модальности и с нарушением предметных образов. Уменьшение объема восприятия вербального материала и обработки его в единицу времени, возможно, связано с дефектами процесса восприятия в звене иконической памяти, установленной Г. В. Гершуни и А. В. Бару (1967) для акустических сигналов, которая и является более ранней стадией классической кратковременной памяти и структурно входит в процесс восприятия.

«Отношения между восприятием и памятью, — писал А. Н. Леонтьев, — не простые: не существует восприятие + память. Память всегда присутствует в “фактуре восприятия”» (Основы теории… 1974, С. 35). Именно эта память и нарушается при акустико-мнестической афазии.

При рассматриваемой форме афазии обнаруживается феномен замещения симультанного восприятия сукцессивным как при опознании (понимании) звучащего слова, так и при опознании зрительно представленных предметов (объектов)

(Цветкова, 1972а, в, 1974, 1975). Любой вид восприятия представляет собой результат совмещения симультанного и сукцессивного восприятия (А. Н. Леонтьев, 1978). При акустико-мнестической афазии возникает дезинтеграция этого совмещения за счет нарушения симультанности.

2. Нарушения понимания речи обнаруживаются не только при сенсорных, но и при моторных формах афазии. Кроме того, оказалось, что наиболее частая и присущая всем формам афазии ошибка, ведущая к нарушению понимания, — это семантическая замена слов. Особенно ярко выражена она при динамической, эфферентной моторной и семантической афазиях. При сенсорной, акустико-мнестической и афферентной моторной афазиях на первое место выступают ошибки, возникающие из-за дефектов звукоразличения (литеральные парагнозии).

3.2. Нейролингвистический аспект афазии (продолжение)– предыдущая  | следующая –   3.3. Итоги. Общие методические рекомендации (продолжение)

Содержание. Нейропсихологическиая реабилитация больных. Речь и интеллектуальная деятельность.

 

 

Яндекс.Метрика