Из специальных психологических методов, направленных на исследование личности, наиболее распространенными являются вопросники и так называемые проективные методы. При проективных методах оцениваются результаты различных форм самовыражения испытуемого, который, как правило, не знает, что исследуется его личность; вопросники же так или иначе обращаются к самооценке испытуемыми своих личностных качеств. И хотя в любом случае самооценка представляет интерес для врача и психолога, естествен вопрос, насколько объективными могут быть результаты подобных методов, если предметом оценки испытуемого является его собственная личность. Известно, что люди весьма различаются по своей способности к интроспекции, а также объективности в самооценке. При использовании вопросников необходимо считаться с влиянием таких факторов, как степень искренности, осторожности, беспокойство и даже страх, потребность в одобрении, естественная защита своего «Я», а также такие формы «защитных механизмов», искажающих представление о себе, как «вытеснение», «реактивные образования», «рационализация» и др., не говоря уже о том, что отношение испытуемого к обследованию может определяться установочным поведением в случае заинтересованности его в результатах исследования.
По мере развития вопросников как техники изучения личности разрабатывались различные меры, направленные на избежание влияния искажающих факторов, в том числе введение так называемых контрольных или оценочных шкал, самым простым примером которых является шкала, измеряющая степень искренности отвечающего или его лжи. Некоторые вопросники, например MMPI, имеют несколько различных контрольных шкал, позволяющих улавливать и дифференцировать различные формы искажения, влияющие па результат исследования. Кроме того, этот вопросник работает не по принципу прямого смысла ответа на вопрос, а на основе чисто статистических корреляций, вследствие чего некоторые ответы служат признаком качества, прямо противоположного утверждаемому, например по шкале «истерические черты».
Вопрос о валидности и надежности вопросников как метода изучения личности продолжает оставаться предметом дискуссий и побуждает исследователей к дальнейшим поискам повышения их эффективности. По осторожной оценке F. Freeman (1963), вопросники как метод исследования личности «полезны в определенных пределах в руках опытного психолога». Первые вопросники вообще не были защищены контрольными шкалами, и оценка достоверности результатов связывалась только с опытом исследователя.
В 30-е годы начинают появляться и первые многошкальпые вопросники, претендующие на более полный охват личности как целого и предназначенные для измерения большого числа качеств. Однако большинство из них просто пытались произвольно объединить уже существующие и столь же произвольно выбранные переменные одношкальных или двушкальных вопросников. Так, «Личностный перечень» Бернройтера, разработанный в 1932 г., объединил вопросы из шкал Лейрда, Олпортов, Терстоунов (шкала невротических тенденций у студентов) и собственного, более раннего вопросника для определения «самодостаточности». Многошкальным являлся и опубликованный в 1930 г. Г. Беллом вопросник для изучения приспособления. Хотя многие из подобных вопросников, особенно многошкальных, пользовались достаточно широкой известностью, а некоторые, усовершенствованные в более поздних редакциях, применяются и сейчас, критика справедливо указывала на целый ряд их недостатков как в методическом, так и в методологическом плане, в частности на произвольность выбора переменных, чаще всего определявшегося конкретными прагматическими целями, что было особенно характерно для американской психологии.
В то же время существовал и иной подход к проблеме психологического исследования личности — попытка определить и описать личность вообще, как таковую, выделить ее основные, главные черты, обусловливающие особенности индивидуального поведения в различных ситуациях. Такой подход был характерен, в частности, для Г. Айзенка и Р. Кеттела [Eysenck Н. J., 1960; Cattell R. В., 1957], которые в конце 40-х годов начали разработку своих так называемых «факторных» личностных вопросников. Это название в большей мере относится к вопроснику Кеттела, который использовал математический аппарат факторного анализа с целью выявления самой структуры личности и разработки собственной теории (скорее методологии исследования) личности на основе полученных с его помощью данных.
психологическая зона информационного поля болезни – предыдущая | следующая – факторный анализ
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание