Отдельные психологические теории формируют представления о мышлении разной степени адекватности, поэтому не безразлично, какую психологическую концепцию использует исследователь в своей работе. При изучении речевого мышления существенно исследовать не только взаимосвязь таких сложных процессов, как речь и мышление, но и отношение их к деятельности, в структуре которой они развертываются и которая вызвала к жизни само речевое мышление.
Психологической концепцией, которая создала наиболее адекватный понятийный аппарат для исследования речевого мышления в структуре деятельности человека, как нам представляется, является общепсихологическая теория деятельности.
Подводя итог оценке сотрудничества лингвистики с философией и психологией, мы можем утверждать, что наибольший вклад в исследование речевого мышления вносят именно эти дисциплины. Поэтому дальнейшее изложение целесообразно построить как анализ их вклада в исследование проблемы.
Естественно, что, анализируя достижения этих дисциплин при исследовании речевого мышления, мы вынуждены ограничиться только некоторыми, в частности философскими, категориями, наиболее существенными для рассматриваемой проблемы.
Понятие деятельности, разработанное философией Нового времени, прежде всего немецкой классической философией (Кант — Фихте — Гегель), в качестве универсального объяснительного принципа пришло на смену понятию космоса, которое играло роль универсального объяснения в античности, и универсального объяснительного понятия природы в средневековой философии [Готт, Землянский 1981].
В философской рефлексии деятельностный объяснительный принцип обладает следующими преимуществами в сравнении с универсальным объяснением путем сведения к природе. Прежде всего понятие деятельности, разработанное немецкой классической философией, — это особым образом расчлененная реальность, и этим самым очерчиваются границы реальности, ставшей объектом социального познания. Понятие деятельности как объяснительный принцип задает исследовательскую процедуру: первичным для объяснения существования индивидов являются содержательные связи, формирующиеся между ними как элементами структуры деятельности [Юдин 1978, 292], этим самым объяснение переносится в надприродную сферу.
Социальная реальность в качестве объекта познания предстает перед исследователем как внутренне организованная реальность, источником и механизмом этой организации является деятельность. «Следовательно, понятие деятельности не просто задает реальность в новых границах, но и указывает источник ее законосообразности, естественного изменения, притом источник умопостигаемый, лишенный всякой мистификации» [Юдин 1978, 293].
В философской доктрине Гегеля, которая явилась вершиной немарксистской разработки понятия деятельности, было сформировано «структурно расчлененное представление деятельности». Гегелевская схема «цель — средство — результат», получившая дальнейшую разработку в философской литературе, дала возможность строить специализированные для каждой конкретной дисциплины интерпретации деятельности [Юдин 1978, 293].
Марксизм внес большой вклад в разработку понятия деятельности как объяснительного принципа. В первую очередь нужно назвать понятие предметной деятельности, которое в противоположность гегелевской идеалистической трактовке деятельности представляло собой ее материалистическую трактовку. Опять же в борьбе с гегелевским идеализмом было сформировано социально-историческое понимание субъекта деятельности. Принцип двойной детерминации деятельности — детерминация логикой цели и логикой объекта деятельности — также является вкладом марксистской философии в разработку деятель- ностного объяснительного принципа.
Для нашего дальнейшего изложения целесообразно заметить, что понятие предметной деятельности, социально-историческое понимание субъекта деятельности получили разработку в общепсихологической теории деятельности, и в частности в деятельностной концепции мышления.
Для характеристики деятельностного объяснения как исследовательской процедуры существенно то, что понятие деятельности принадлежит к так называемым предельным абстракциям. Предельность как характеристика этих понятий заключается в том, что они описывают такую инвариантную ситуацию, к которой сводим целый класс ситуаций [Мамардашвили 19682]. Кроме того, эти понятия — предельные абстракции — в качестве формы мысли (в философском смысле) являются настолько прямым отражением содержания мысли, что не требуют иных понятий, их разъясняющих. «Их предельность означает, что при достижении уровня таких понятий мысль одновременно достигает предела в своем движении по объекту — далее она может углубляться только за счет движения уже в плоскости самой мысли, а не объекта, т. е. за счет рефлексии о самой себе…» [Юдин 1978, 275].
Деятельность как абстракция охватывает большой класс ситуаций, в которых человек в качестве активного субъекта, побуждаемого мотивом, оказывает целенаправленное, сознательное воздействие на противостоящий ему объект, используя имеющиеся средства. Деятельность как объяснительный принцип не только очерчивает познаваемую реальность, но и расчленяет, структурирует (моделирует) ее в процессе познания настолько адекватно, что само понятие деятельности не требует дальнейшего более дробного членения, а только специфической интерпретации в структуре конкретной научной дисциплины.
Забегая несколько вперед, заметим, что мышление может быть подведено под класс ситуаций, описываемых понятием деятельности как предельной абстракцией.
Деятельностный подход к мышлению, в частности представление о мышлении как специфической деятельности, дает воз- мижность представить мышление не только как продукт объективной действительности, но скорее как продукт человеческого отношения к этой действительности, так как отношение человека к объективной действительности реализуется как деятельность.
Поэтому закономерности мышления человека следует рассматривать не как закономерности природного явления, а как явления социального, имеющего субъективную форму существования.
Отсюда следует, что доказательство тезиса об общечеловеческом характере мышления кроется в деятельностной природе мышления. Общечеловеческий характер мышления — это характеристика не самого мышления, а человеческой деятельности, дериватом которой является мышление. Универсальность логических операций, на которой основывается общечеловеческий характер мышления, — это универсальность сформированная во внешней, практической деятельности, а мышлению она свойственна, потому что оно — знаковая форма осуществления деятельности. Структурная изоморфность внутреннего, знакового деривата внешней деятельности, т. е. мышления, — это следствие переноса характеристик внешней деятельности, т. е. перенос универсальности логических операций внешней деятельности на ее внутренний дериват. Иначе говоря, общечеловеческий характер мышления — это не атрибут, присущий ему имманентно, а атрибут внешней деятельности, ставший атрибутом только как следствие генетических связей между деятельностью и мышлением.
Язык и мышление – предыдущая | следующая – Концепция идеального