canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Проблема "язык и мышление". Язык и мышление в лингвистике.

Методологические проблемы исследования речевого мышления (продолжение)

В лингвистике решение проблемы «язык и мышление» не контролируется жестко практикой, поэтому до поры до времени лингвистика может довольствоваться анализом какого-либо одного аспекта, выдавая такой анализ за попытку решения проб­лемы в целом. Этому способствует то обстоятельство, что мыш­ление представляет собой чрезвычайно сложное явление, кото­рое может быть изучено только через свои косвенные эффекты и проявления, через анализ наблюдаемых сопутствующих про­цессов. Если исследователь не вооружен таким философским понятием, как превращенная форма, то он естественно связыва­ет внешние эффекты процессов мышления, например речевую фиксацию продуктов процесса мышления, с самим процессом мышления как его зеркальным отображением. Следует заме­тить, что философские категории формы и содержания мышле­ния функционируют в философских доктринах и, следовательно, используются для решения проблемы мышления на методологи­ческом уровне, где мышление отождествляется с познанием. Прямой перенос этих категорий в лингвистику для исследова­ния речевого мышления ведет к отождествлению формы и со­держания высказывания с речевой формой мысли и ее содер­жанием, т. е. в соответствии с отношениями философских кате­горий формы и содержания мышления-познания предполагает­ся прямое, зеркальное отображение внутреннего содержания мышления в его внешней форме обнаружения.

Итак, категория деятельности и понятие превращенной формы, введенное в философию Марксом для анализа строения и функционирования сложных систем, оказались за пределами методологического базиса лингвистики при исследовании проблемы «язык и мышление», и отсутствие их сейчас в арсенале исследователя следует признать существенным недостатком.

Философских категорий знака, идеального, необходимых для исследования мышления, мы коснемся ниже, при рассмо­трении вклада философии в исследование проблемы «язык и мышление».

Естественно, совершенно иной характер имеют взаимоотно­шения психологии и лингвистики при исследовании речевого мышления.

Самый главный результат, который получает лингвистика, сотрудничая с психологией при исследовании речевого мышле­ния, состоит в том, что психология формирует представление о мышлении большой степени детализации. Такая детализация дает возможность сразу же построить иерархию проблем «язык и познание», «язык и сознание», «язык и мышление», распреде­лив их по разным уровням научного знания. Первые две проб­лемы относятся к методологическому уровню, и работы, трак­тующие эти проблемы, пишутся как философские доктрины, которые могут быть экспериментально верифицируемы только в специальных дисциплинах. Последняя проблема в этой иерар­хии получает статус проблем, решение которых происходит в структуре теорий среднего уровня, т. е. в специальных дисцип­линах. В психологии представления о мышлении могут быть сгруппированы в определения мышления в широком и узком смысле. По мнению редакторов хрестоматии по психологии мышления Ю. Б. Гиппенрейтер и В. В. Петухова [1981, 5—6], мышление в широком смысле — это активная познавательная деятельность, а также внутренний процесс планирования и ре­гуляция внешней деятельности. Понимание мышления как ак­тивной познавательной деятельности позволяет, с одной сторо­ны, устанавливать связи мышления с иными психическими процессами, а с другой — показать множественность форм высо­коразвитого мышления (проблема полиморфности мышления).

В узком смысле мышление понимается как процесс решения творческой задачи, который включает в себя отыскание средств решения задачи с учетом условий, выделение и постановку са­мих задач. Такое узкое понимание мышления важно для иссле­дования мышления в конкретных видах деятельности и для различения собственно мышления и автоматизированных умст­венных процессов. Для проблемы речевого мышления понима­ние мышления как внутреннего процесса планирования и регу­ляции внешней деятельности удобно тем, что оно делает осмыс­ленным и конкретным вопрос о месте речи в процессе мышле­ния, так как мышление предстает как процесс, расчлененный на специфические этапы (см. ниже), и позволяет наметить пути конкретного и экспериментального исследования гипотезы Се­пира— Уорфа, ибо планирование внешней деятельности связано с ориентировкой в условиях и средствах решения задачи с целеполаганием, т. е. с осмыслением условий, средств, целей при по­мощи наличных когнитивных инструментов, в число которых входит и язык.

Кроме того, понимание мышления как процесса решения за­дачи, т. е. как процесса деятельности, позволяет использовать такие понятия, как мотивы, эмоции субъекта деятельности, ко­торые, в свою очередь, ставят на экспериментальную основу исследование функционирования значения в речевом мышле­нии.

Таким образом, психология, исследуя мышление, формирует сложную и расчлененную объектную область, охватывая боль­шую совокупность процессов и феноменов, делая конкретной постановку проблемы о месте речи в процессе мышления. По­жалуй, не будет большим преувеличением утверждение, что психология, особенно та психологическая концепция, которая называется общепсихологической теорией деятельности, сфор­мировала наиболее адекватную объектную область исследова­ния мышления.

Онтогенетический и патологический подход к исследованию речевого мышления, сформированный в психологии, раскрывает большие возможности для эксперимента и наблюдения в линг­вистике, где обычно имеют дело со взрослым непатологическим испытуемым. Речевое мышление обычно изучается через за­стывшие продукты (или проявления) процесса, скрытые меха­низмы и операции которого сняты в продуктах и поэтому не поддаются непосредственной реконструкции. Онтогенетический подход в исследовании речевого мышления позволяет непосред­ственно наблюдать некоторые механизмы речевого мышления у детей, когда они еще совершаются во внешней форме и не стали целиком внутренней деятельностью. При патологических нарушениях речевого мышления происходят распад и расчлене­ние сложного механизма мышления, нарушение и выпадение отдельных звеньев и этапов мышления, отсутствие которых становится заметным при сопоставлении с нормой. Отдельные звенья сложного процесса мышления, существующие в норме как в виде интегративного целого и не различимые в нем, ста­новятся заметными, когда они отсутствуют при патологических нарушениях.

Один из самых существенных для исследования речевого мышления результатов, полученных в рамках онтогенетического и патологического подходов, заключается в выводе о множест­венности знаковых опосредователей мышления, что требует уточнения тезиса о неразрывной связи языка и мышления.

Исследование мышления – предыдущая | следующая – Вклад философии

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика