canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Проблемы исследования мышления. Исследования речевого мышления.

Методологические проблемы исследования речевого мышления (продолжение)

2. Предпосылки решения проблемы речевого мышления

Исследования речевого мышления, как уже указывалось, ведут­ся в рамках различных подходов многими научными дисципли­нами: философией, где мышление трактуется как высшая фор­ма отражения объективной действительности, а речевое мышле­ние как высшая, наиболее развитая форма мышления; психоло­гией, которая в качестве специальной научной дисциплины стре­мится дать более детальную картину исследуемого объекта и поэтому в отличие от философии как науки методологической дифференцирует собственно мышление и от познания, и от со­знания; лингвистикой, которая в силу специфики своего объек­та — языка — исследование мышления сводит к исследованию речевого мышления, формируя свой предмет в этом чрезвычай­но сложном объекте исследования в виде проблемы «язык и мышление»; кибернетикой, где исследуется и моделируется только один аспект мышления — процесс переработки информа­ции при решении мыслительных задач; психолингвистикой, в которой речевое мышление становится объектом анализа в силу того, что процессы речевого мышления оказываются тесно свя­занными с отдельными этапами порождения и восприятия речи.

Очевидно, что каждая дисциплина, развивая свой подход к исследованию мышления, или охватывает весь объект целиком, но не дает детальной картины, или, достигая большой детали­зации, вычленяет и гипертрофирует только один из аспектов этого сложного объекта, и, пожалуй, только психология претен­дует на то, чтобы дать достаточно полную картину исследуемо­го объекта при высокой степени ее детализации.

Таким образом, только философия и психология формируют представление о мышлении, достаточно полно «схватывающее» все явление, различие между представлениями, складывающими­ся в этих науках, только в степени детализации. Но это разли­чие приобретает существенное значение, когда проблема мыш­ления решается как междисциплинарная проблема, лежащая на стыке двух научных дисциплин. При сотрудничестве каких дис­циплин можно ожидать решения проблемы? Этот вопрос далеко не праздный. Рассмотрим его на примере сотрудничества линг­вистики с другими дисциплинами.

Наиболее длительна история сотрудничества лингвистики при решении проблемы речевого мышления с философией и психологией, особенно с философией, и это наложило отпечаток на результаты такого сотрудничества. Философия как наука методологического уровня задает методологические, категори­альные рамки для исследовательских процедур в специальных дисциплинах — психологии, лингвистике и т. п., в которых фор­мируются теории так называемого среднего уровня, или спе­циальные теории. Понятия теории среднего уровня в результате аналитической работы исследователя переформулируются в опе­рациональные понятия, допускающие непосредственную провер­ку в эксперименте или в наблюдении. Таким образом, в соот­ветствии с современными представлениями, сложившимися в логике научного познания (логике научного исследования), про­цедура исследования должна иметь трехуровневую структуру: методологический уровень, уровень специальных дисциплин (с теориями среднего уровня) и уровень операциональной проверки, или уровень непосредственного наблюдения. Связь специальной дисциплины с философией, так сказать, обязательна, в резуль­тате этого формируется методологическая основа любого ис­следования; но это не междисциплинарная связь, последняя не имеет облигаторного характера, выбор междисциплинарных связей определяется спецификой объекта, предмета и целями ис­следования. Наличие междисциплинарных связей, часто веду­щее при их длительности и устойчивости к возникновению сты­ковых дисциплин, например психолингвистики, не отменяет и не подменяет связи этих дисциплин с методологическим уров­нем.

Связи специальной дисциплины, например лингвистики, с философией как методологической дисциплиной не делают ис­следование междисциплинарным, т. е. таким, каким оно может иметь шансы на успех при изучении сложного и многоаспектно­го явления, подобного речевому мышлению.

История взаимоотношений лингвистики и философии при решении проблемы «язык и мышление» не изобилует, к сожале­нию, большими достижениями. Главная причина этого при ре­шении данной проблемы на «стыке» философии и лингвистики состоит в том, что связи разноуровневых дисциплин (филосо­фия — методологический уровень, лингвистика — уровень спе­циальной дисциплины) квалифицируются как связи дисциплин одного уровня. В результате такой подмены контакт философии и лингвистики осуществляется «напрямую» и исследователь не делает аналитической работы, необходимой при сопоставлении понятий разного уровня абстракции. Отсутствие необходимой аналитической работы приводит к тому, что лингвист, не про­анализировав весь спектр связей философских категорий и лингвистических понятий, оставляет за пределами своего вни­мания те философские категории, которые действительно имеют отношение к проблеме «язык и мышление», и формирует мето­дологическое основание своего исследования часто в русле не­критически воспринятой традиции. В частности, поиски реше­ния проблемы «язык и мышление» подменяются установлением соответствия между такими категориями логики и понятиями лингвистики, как «понятие и слово», «суждение и предложе­ние». Такой путь решения проблемы возможен при условии отождествления логики и мышления, но для этого нет никаких оснований. Установление связей между категориями логики и лингвистики имеет к проблеме «язык и мышление» косвенное отношение, установление таких связей — это попытка сформи­ровать представление только об одном аспекте сложного явле­ния.

Тезис о неразрывности языка и мышления, часто связанный с отождествлением мышления и сознания, заимствуется линг­вистами из философии в такой абстрактной форме, что введение его в методологическое обоснование анализа проблемы «язык и мышление» не накладывает никаких ограничений на исследова­тельские процедуры лингвиста. В то же время лингвистика не­постижимым образом прошла мимо категории деятельности и деятельностного объяснительного принципа, который является за­воеванием философии нового времени, и в частности марксист­ской философии. Именно категория деятельности описывает ту реальность, в которой возникают и язык, и мышление и которая детерминирует их связи. Категория деятельности объясняет связи языка и мышления и вместе с категориями сознания и личности[1] образует категориальную парадигму, в которой могут быть построены наиболее адекватные на сегодняшний день объяснительные системы (на уровне специальных дисциплин) для исследования проблемы «язык и мышление».


[1] Не случайно последняя книга А. Н. Леонтьева [1975] называлась «Деятель­ность, сознание, личность» [см. также: Леонтьев А. Н. 1977].

Мышление как процесс – предыдущая | следующая – Язык и мышление

Исследование речевого мышления в психолингвистике

Консультация психолога при личных проблемах

Яндекс.Метрика