Условия формирования сезонных депрессий с гиперстезическим соматовегетативным комплексом (САР первого типа) (продолжение). Клинические наблюдения

Представленные данные об условиях и механизмах становления САР  с гиперестезией соматического комплекса могут быть проиллюстрированы следующим клиническим наблюдением.

 

Больная М.С.А. 46 лет Впервые поступила в клинику 11 ноября 2002г. Выписана 9 декабря 2002 г. Длительность катамнеза 2 года.

Наследственность манифестными психозами не отягощена.

Отец: образование высшее, работал зоотехником. По характеру хозяйственный, работящий, общительный, гостеприимный. Слыл добрым и обходительным с окружающими. В 37 лет скончался в от онкозаболевания печени.

Мать: 66 лет. Образование 7 классов. Занималась натуральным хозяйством, была физически выносливой. Воспитала 8 детей. С молодых лет жалуется на сдавливающие головные боли, возникающие на фоне волнений. С 30 лет беспокоят боли в животе, не переносит жареной острой пищи, возникает рвота. На протяжении жизни была веселой, общительной, постоянно находилась в приподнятом настроении, но с 34 лет (после смерти мужа) стала более замкнутой.

Дочь (старшая): 23г, студентка. По характеру целеустремленная, всегда может настоять на своем. Общительная, в компании занимает лидирующее положение, любит находиться в центре внимания.

Дочь (младшая): 21г, студентка. По характеру застенчивая, тревожная. При публичных выступлениях отмечает внутреннюю дрожь, «ком в горле», тошноту, сердцебиение.

Пробанд: родилась в сельской местности под Ереваном от 1-oй нормально протекавшей беременности и родов. В развитие от сверстников не отставала. До 8 лет боялась оставаться в темноте одна.

В раннем возрасте отмечалась плохая переносимость транспорта, ощущала тошноту, доходящую до рвоты, головокружение, «дурноту». Во время езды не могла смотреть в окно, поскольку из-за мелькания предметов неприятные ощущения усиливалась. По этой же причине не каталась на аттракционах, качелях. Вплоть до настоящего времени плохо переносила перелеты на самолете.

Отличалась избирательностью в еде, категорически отказывалась от некоторых молочных продуктов, бананов, клубники. Из-за ощущения дискомфорта, переполнения, раздувания в животе избегала приема острой, жареной пищи. В старшем возрасте плохо переносила алкоголь.

Была склонна к аллергическим реакциям на домашнюю пыль, шерсть животных, сено. Всегда плохо переносила лекарственные препараты: после назначения антибиотиков группы пенициллина появлялась кожная аллергическая реакция

Не переносила боли, из-за чего неоднократно сбегала прямо от дверей стоматологического кабинета. Не любила резкие и громкие звуки: в ответ на них пугалась, вздрагивала.

По характеру была активной. В компании стремилась добиться авторитета, быть во всем лучшей. Если что-то не получалось с первого раза, настойчиво добивалась своего.

В течение всей жизни испытывала сомнения и тревогу при принятии любых решений, при выборе из возможных вариантов. Периодически, когда никак не могла остановиться на каком-либо решении, предпринимала первое, что приходило на ум, или же вовсе отказывалась от задуманного.

Детский сад в течение одного месяца посещала с неохотой – плакала, просила ее не оставлять.  В коллективе держалась особняком, ни с кем не общалась, считала других детей глупыми и неинтересными. Легко обижалась, тяготилась необходимостью соблюдения распорядка дня.  В дальнейшем всегда в новом коллективе адаптировалась долго. При появлении в окружении нового человека также на некоторое время замыкалась, робела в его присутствии, опасалась показаться глупой, присматривалась к нему. Дома была послушной, не капризничала. Любила оказываться в центре внимания, когда приходили гости. При этом, оставшись одна, легко находила себе занятия. В 4-летнем возрасте самостоятельно научилась читать. До подросткового возраста любила книги о животных сказки, приключенческую литературу.

Уже с дошкольного возраста отмечала зависимость самочувствия и работоспособности от метеорологических условий. Любила солнце, легко переносила жару. Много загорала.  Зимой из-за выраженной сонливости пропускала первые уроки в школе, а в последствие – занятия  институте. В течение дня была вялой. Состояние улучшалось в солнечные дни. Легче чувствовала себя в нехолодную, снежную погоду.

В общеобразовательную школу пошла в 7 лет.  Училась с удовольствием, на “отлично”. Учеба давалась легко. Запоминая новый материал на уроке, дома особо к занятиям не готовилась. При получении плохих оценок не расстраивалась, считая их обязательным атрибутом нормального ученика. Особых предпочтений в предметах не было. Считала необходимым учиться одинаково успешно по всем предметам. При этом отвечая у доски испытывала волнение: учащалось сердцебиение, появлялась слабость в ногах, гипергидроз ладоней. Перед экзаменами, не смотря на полную готовность,  чрезмерно тревожилась, чувствовала холод внутри тела, тяжесть и боли в животе.  По этому поводу консультировалась у врача. Лечение не назначалось.

В коллективе к лидерству не стремилась, но за свою ответственность и исполнительность избиралась старостой, членом совета дружины и т.п. С противоположным полом общаться робела. Если испытывала к кому-либо симпатию, скрывала это. В присутствии объекта любви: ”теряла дар речи”,  старалась избегать общения с ним.

Помимо учебы непродолжительное время занималась плаванием, теннисом, но, быстро разочаровавшись в своих способностях, бросила. Свободное время посвящала чтению художественной литературы. Читала все подряд. Была записана во все детские библиотеки города. Из-за своего стремления к порядку получала обычно рваные книжки, т.к., по ее словам, библиотекари знали, что она обязательно их аккуратно и тщательно заклеит. Кроме чтения любила заниматься рукоделием – могла часами терпеливо вышивать узоры, нанизывать бисер, заниматься другой кропотливой работой.

Менструации с 13 лет, установились сразу. В предменструальный период отмечались раздражительность, тревожность, бессонница, повышенный аппетит с усилением тяги к сладкому.

В старших классах хотела стать врачом-хирургом, однако посчитав нецелесообразным учиться 7 лет без особых финансовых перспектив после окончания школы поступила в Ереванский педагогический институт.  Училась неизменно на отлично, не прикладывая к этому особых усилий. В свободное время предпочитала “активный отдых”: с подругами посещала театры, ходила на выставки, ездила на экскурсии.

личностные патологии – предыдущая | следующая  – навязчивые сомнения

Депрессивные фазы с осенне-зимним сезонным ритмом. Содержание.