canada goose femme pas cher Soldes Louboutin Chaussures louboutin outlet uk billig canada goose canada goose tilbud goyard pas cher longchamp bags outlet Monlcer udsalg YSL replica sac louis vuitton pas cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose Outlet UK Moncler Outlet uk hermes pas cher Bolsos Longchamp España Moncler Jakker tilbud Parajumpers Jakker tilbud Ralph Lauren Soldes Parajumpers Outlet louis vuitton replica Moncler Jas sale Billiga Canada Goose Jacka Canada Goose outlet Billiga Moncler Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Louboutin Soldes Canada Goose Pas Cher Hemers replica Doudoune Canada Goose Pas Cher prada replica Canada Goose Pas Cher Canada Goose Soldes Doudoune Canada Goose Pas Cher Canada Goose Pas Cher Canada Goose outlet Canada Goose outlet Canada Goose outlet

Творческие способности человека. Развитие творческих способностей.

III. 1. Умственное развитие (творческие способности)

Все испытуемые, даже профессиональные логики, испытыва­ли трудности с решением этой задачи; большинство называли Е и 4 или только Е. Между тем правильный ответ — Е и 7. Верно, что всякое нечетное число на оборотной стороне Е будет нару­шением правила. Но большинство испытуемых не уловили то­го, что нарушением будет такжее любая гласная на обороте 7. Карточки К и 4 переворачивать не нужно, так как правило гла­сит: если на одной стороне карточки стоит гласная… (а не: если на одной стороне карточки стоит четное число…).

Та же самая задача была сформулирована иначе. Испыту­емых просили вообразить, что они работают на почте, сортиру­ют письма. Их задача — проверить, не нарушено ли следующее правило: если письмо запечатано, на нем должна быть десяти­центовая марка. Перед испытуемыми были разложены четыре конверта: задняя сторона запечатанного конверта; задняя сто­рона незапечатанного конверта; лицевая сторона конверта с ад­ресом и десятицентовой маркой; лицевая сторона конверта с ад­ресом и восьмицентовой маркой. Нужно было перевернуть толь­ко те конверты, которые, возможно, нарушают правило. В этой конкретной ситуации подавляющее большинство испытуемых безошибочно выбрали первый и четвертый конверты.

Таким образом, поняв содержание задачи, испытуемые при­менили к ее решению ту самую способность к формальному мышлению, которая, казалось, отсутствовала у них в абстракт­ных условиях с числами и буквами. Это значит, что логические задачи не могут служить достаточно надежными показателями умственного развития индивида, если они сформулированы без учета условий его жизни и характера деятельности. Сам Пиаже в последних работах подчеркивает, что свои новые умственные качества подростки и юноши применяют выборочно, к тем сфе­рам деятельности, которые для них наиболее значимы и инте­ресны, а в других случаях могут обходиться прежними навы­ками. Поэтому, чтобы выявить реальный умственный потенциал личности, нужно сначала выделить сферу ее преимущественных интересов, в которой она максимально раскрывает свои способ­ности, и формулировать задачу с упором на эти способности.

Последнее важно не только для психодиагностики, но и для работы с трудными подростками. При стандартных измерениях, будь то интеллектуальный тест или школьная отметка уровень умственного развития юных правонарушителей большей частью оказывается значительно ниже среднего. В то же время в собственной среде, при решении своих жизненных задач такие ребята нередко проявляют незаурядную смекалку и находчи­вость, подобно тому как мальчик из африканских джунглей ка­жется неспособным к решению абстрактных тестовых задач, но отлично справляется с не менее сложными задачами, которые ставит перед ним его естественное окружение. Это может свидетельствовать как о развитии практического интеллекта за счет теоретического и в ущерб ему (в зависимости от различий характера обучения), так и о связи интеллекта с общей направ­ленностью личности. Как бы то ни было, обобщающее сужде­ние об интеллекте трудного подростка и юноши, основанное только на средних показателях, без учета их специфической жизненной ситуации и интересов, односторонне и может ока­заться ошибочным.

Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и соз­дание чего-то нового. Существуют три подхода к изучению воз­растных закономерностей творчества.

Первый подход прослеживает связь максимальной продук­тивности с возрастом, анализируя продукты деятельности. Так, американские ученые Г. Леман и У. Деннис, обобщив жизнен­ный путь многих выдающихся ученых, художников и мыслите­лей за несколько столетий, нашли, что наиболее продуктивным периодом их жизни был возраст от 20 до 40 лет, со значи­тельными вариациями по профессиям. На основе этих и других данных принято считать, что у математиков пик творческой активности приходится на 23 года, у химиков — на 29—30 лет, у физиков — на 32—33 года, у астрономов — на 40—44 года и т. д.

Второй подход можно назвать личностным: сравнивая свой­ства людей, известных творческими достижениями, со свойства­ми менее продуктивных людей, психологи пытаются определить важнейшие черты творческой личности.

Третий подход ставит во главу угла изучение самих мысли­тельных процессов, которые предположительно отличают твор­ческую мысль от нетворческой. Это ближе всего к изучению соб­ственно интеллекта. Таков, в частности, подход советского пси­холога Я. А. Пономарева, рассматривающего творческий процесс как результат взаимодействия разных уровней интеллек­туальной деятельности.

Разумеется, эти подходы не исключают друг друга, а явля­ются взаимодополнптельными. К сожалению, возрастные зако­номерности творчества пока недостаточно ясны. Я. А. Понома­рев считает, что пик интеллектуального развития достигается
уже в 12 лет, но его нельзя смешивать с пиком творческой про­дуктивности, который наступает много позже, так как высокая продуктивность невозможна без большого багажа знаний, жиз­ненного опыта, целеустремленности и ряда других качеств, кото­рыми еще не обладает подросток. Другие авторы склонны пола­гать, что пик творческих потенций, как и пик интеллектуально­го развитая, наступает позже. Вероятно, на этот вопрос и не может быть общего ответа, ибо творческие способности челове­ка, как и его интеллект, нельзя рассматривать изолированно от содержания деятельности, которая существенно изменяется с возрастом.

умственные интересы – предыдущая | следующая – творческий потенциал

Оглавление. Кон. И.С. Психология юношеского возраста.

Консультация психолога детям, подросткам и взрослым.

Яндекс.Метрика