Серийная организация
4. Программирование рассказа:
0 — рассказ включает основные смысловые единицы в правильной последовательности и с наличием связующих звеньев;
1 — пропуск отдельных смысловых единиц, отсутствие связующих звеньев или наличие необоснованных повторов связующих слов: Сначала дядя шел… Потом прошел к … мусорке, … потом кинул, … потом его пепел сам упал. … Ветер потому что.
2 — пропуск смысловых звеньев, тенденция к перечислению деталей, наличие смысловых повторов и разрывов в повествовании: А здесь человек идет на помойку. А здесь он её выбрасывает, а здесь тоже, а здесь уголь. В рассказе пропуск смыслового звена, повторы слов-связок, трудности программирования отдельного (последнего) предложения. Он шел. Он с грибами это… ведро. И подошел. И вот он рассыпает. И вот уже вышел. Пропуск смысловых звеньев, повторы связующих слов.
3 — отсутствие связного текста: Деда мусор… (жестом показывает «выбрасывает»). Идет… Мусор… Идет… (?) Холодно… (?) Мусор сюда.
5. Грамматическое оформление рассказа:
0 — рассказ оформлен грамматически правильно с использованием разных грамматических конструкций;
1 — рассказ оформлен грамматически правильно, но предложения короткие; отмечается однообразие синтаксических структур или имеются нарушения порядка слов (например, постпозиция глагола, свидетельствующая о «глагольной слабости», — дядя мусор несет);
2 — предложения короткие, при этом встречаются единичные аграмматизмы, т.е. упрощения синтаксических структур, например, А здесь уголь. Аграмматизмы следует отличать от параграмматизмов, которые являются системными (вторичными) следствиями лексических трудностей (см. ниже).
3 — допускаются множественные синтаксические ошибки, в том числе пропуск глагольного сказуемого (Деда мусор; Мусор сюда).
6. Длина рассказа:
— количество слов в самостоятельном рассказе;
— количество слов в целом рассказе (включая ответы на вопросы).
7. Количество сложных предложений.
8. Средняя длина фразы.
9. Общее время составления рассказа.
10. Общий темп речи (количество слов в рассказе, время).
Короткий рассказ, короткие фразы, практическое отсутствие правильно построенных сложных предложений, длительное время составления рассказа (включая время включения в задание) и низкий темп речи характерны для детей со слабостью функций III блока мозга.
Переработка слуховой информации
11. Лексическое оформление рассказа:
0 — адекватное использование лексических средств;
1 — поиск слов или единичные близкие вербальные замены (парафазии);
2 — бедность словаря, вербальные парафазии;
3 — выраженная бедность словаря, множественные лексические ошибки.
12. Количество параграмматизмов (например, Галка переоделась белым цветом — вербальная замена переоделась вместо покрасилась влечет за собой ошибку управления).
2. Программирование, регуляция и контроль произвольных действий
7. Реакция выбора.
1. Усвоение инструкции:
0 — усвоение с первого раза или после самостоятельной просьбы ребенка повторить инструкцию;
1 — усвоение после второго предъявления инструкции;
2 — усвоение инструкции недоступно.
Отдельно оценивается усвоение обеих инструкций.
2. Скорость ответов (даже при правильном выполнении паузы перед ответами могут свидетельствовать о трудностях оттормаживания непосредственных реакций):
0 — нормальный или быстрый темп;
1 — замедленный;
2 — очень медленное выполнение или медленное с пропусками стимулов.
При разнице в скорости выполнения обеих частей пробы выставляется средняя оценка.
3. Ошибки:
— без ошибок — 0 баллов;
— за каждую ошибку с самокоррекцией — 1 балл;
— за каждую ошибку без самокоррекции (в частности, ответ с интервалом между ударами вместо двух ударов подряд) — 2 балла;
— суммарное количество баллов за ошибки = (количество ошибок с самокоррекцией х 1) + (количество ошибок без самокоррекции х 2).
3. Проявления импульсивности:
0 — нет;
1 — есть.
8. Таблицы Шульте. В этой пробе фиксируются ошибки следования инструкции, говорящие о трудностях программирования и контроля, а также время поиска каждых пяти цифр в каждой из двух частей. Медленный поиск, увеличение времени поиска цифр 6 — 10, особенно во втором более сложном и более энергоемком задании могут быть свидетельством не только трудностей программирования и контроля, но и слабости I блока.
9. Счет.
Доступность счета:
0 — доступны все виды счета;
1 — недоступно только 1 задание;
2 — недоступны 2 задания;
3 — недоступны 3 задания;
4 — недоступны все задания.
Задание считается доступным, если ребенок выполняет его без ошибок или допускает единичную ошибку с самокоррекцией.
Если ребенок не выполняет первые 2 задания, то следующие 2 ему не даются.
Если ребенок допускает единичные ошибки в более простых заданиях, а более сложные выполняет верно, то это может быть проявлением колебаний работоспособности (слабости I блока).
Составление рассказа – предыдущая | следующая – Количество словосочетаний
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников