Транскультуральные исследования. Текст ПДО был переведен на финский язык P. Kuikka, М. Tiainen, на немецкий — S. Sebastian, на литовский — В. В. Юстицким и па эстонский — П. Г. Ластиигом.
Y. P. Hajrynen, P. Kuikka, М. Tiainen (1981) обследовали в Финляндии более 200 учеников гимназий и средних профессиональных училищ (возраст 16—19 лет) в одном из городов на севере страны. Общий процент акцентуаций среди финских учащихся оказался несколько выше, чем в ленинградской популяции того же возраста: 79 % среди юношей и 82 % среди девушек. Возможно, что это увеличение, так же как и установленный в Финляндии больший процент циклоидов, обусловлено тем, что в обследуемый контингент включался послеподростковый возраст (18—19 лет), когда, вероятно, происходит трансформация части акцентуаций гипертимного и лабильного типа в циклоидный тип. В сравнении с ленинградской популяцией несколько чаще встречался эпилептоидный тип у обоих полов, психаетенический и шизоидный — у девушек. У последних реже встречался неустойчивый тип. Различий между гимназией (аналог наших 9—10-х классов) и профессиональной школой (аналог наших ПТУ) не обнаружено. S. Sebastian обследовала учеников 9-го класса школы г. Айслебена (ГДР) и сопоставила их с данными Н. Я- Иванова (ПДО). У немецких школьников чаще отмечена гипертимная, эпилептоидная и истероидная акцентуации и реже — неустойчивый тип. Однако число обследованных было невелико, и поэтому степень достоверности невысока (р<0,1).
Сопоставление результатов, полученных с помощью ПДО, с другими методами психологического исследования. При сопоставлении с MMPI А. А. Александров (1976) в группе подростков мужского пола с нарушениями поведения обнаружил лишь одну достоверную корреляцию: позитивную связь между шкалой лжи MMPI и конформностью по субъективной (но не объективной!) шкале ПДО. Это лишь подтверждает положение, что конформность в самооценке нередко является показной.
Сопоставление с методом Q-сортировки. В. А. Мурзенко (1979) сделал это сопоставление на группе «трудных» школьников. Показатель дезадаптированности по Q-сортировке положительно коррелировал с числом баллов в пользу лабильного типа и реакции эмансипации.
Сопоставление с методикой УНП (уровня невротизации и психопатизации) (см. стр. 77) было осуществлено В. Г. Кузнецовым (ПХИ) в исследовании на делинквентпых подростках с акцентуациями характера. Оказалось, что у 16 % из них обнаружена тенденция к невротизации, зато показатель психопатизации у 48 % соответствует по уровню психопатиям. Особенно высокий показатель психопатизации оказался при гипертимном и истероидном типе акцентуации и наименьший — при неустойчивом типе. Сочетание неблагоприятных показателей и по невротизации, и по психопатизации отмечено у 12 % делинквентных подростков, и это коррелировало с высоким В-индексом по ПДО. Таким образом, если в подростковом возрасте для диагностики использовать методику УНП, то значительная часть акцентуаций характера будет неправомерно отнесена к психопатиям.
Сопоставление с социометрическими исследованиями. В. В. Юстицкий (ПХИ) обнаружил, что учащиеся средней школы, у которых с помощью ПДО определен гипертимный тип акцентуации, в неформальных группах сплачивают вокруг себя других гипертимов, циклоидов и лабильных и отвергают подростков с шизоидной, сенситивной, психастенической и ас-теноневротической акцентуациями. Эпилептоиды же отвергают подростков со всеми видами акцентуаций, кроме конформной. Подростки с истероидной акцентуацией предпочитают лабильных, циклоидов и психастеников и отвергают конформных. Неустойчивые особенно активно отвергают психастеников и предпочитают конформных. О. П. Перетяка (ПХИ) сравнивал у юношей 18—19 лет диагностированный тип акцентуации, их приемлемость коллективом и приемлемость коллектива ими. Наибольшая приемлемость со стороны коллектива («социальный статус») оказался у гипертимных и лабильных, наихудший — у шизоидов и неустойчивых. Наоборот, приемлемость коллектива субъектом («эмоциональная экспансивность») у неустойчивых так же высока, как у гипертимов, и наиболее низка — у истероидов. А. П. Бизюк (1978) у взрослых — мужчин и женщин (работников полярных станций)—провел сопоставление результатов ПДО и социометрической анкеты. С индексом «концентрации взаимодействия», отражающим психологический климат в группе, положительно коррелировал только показатель диссимуляции ПДО, т. е. желание скрыть и подавить свои характерологические особенности. Другие достоверные корреляции касались только данных шкалы субъективной оценки.
Модификации ПДО. Э. Г. Эйдемиллер (1976) разработал варианты ПДО для исследования взаимоотношений в семье подростка. Один из вариантов предлагал подростку сделать выборы за мать и за отца, другой каждому из родителей — за подростка. Таким путем по шкале субъективной оценки выяснялось, насколько правильно они представляют характер друг друга. Оказалось, что при психопатиях и психопатоподобной шизофрении взаимная оценка по крайней мере в половине случаев совершенно неверная. Подростки с акцентуациями характера гораздо правильнее оценивали характер своих родителей, чем, в свою очередь, были оценены ими.
единая универсальная шкала дифференциальной диагностики – предыдущая | следующая – соматические заболевания
Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Содержание